Майя Плисецкая в 80 лет на сцене

Майя Плисецкая в свой 80-й день рождения снова на сцене. Великая балерина танцевала в номере-посвящении «Аве Майя», поставленном для нее Морисом Бежаром. Торжества в честь юбилярки начались еще две недели назад. В Москве прошли фестивали кинофильмов

Программа юбилейного вечера в Москве повторяла действие знаменитого балета «Дон Кихот», но зрителям представили сюрпризы с участием звезд мирового балета Аньес Летестю, Лорана Илэра, Дианы Вишневой, Сергея Филина, Жан-Гийома Бара и других. Кроме того, в празднике приняли участие Владимир Зельдин, испанский танцовщик фламенко Хоакин Кортес, шаолиньские акробаты, и даже брейк-данс группа Da Boogie Crew.

Советский Союз был к такому не готов

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье инженера и актрисы. В период сталинских репрессий ее отец был расстрелян, а мать заключена в тюрьму.

В 1943 году она окончила Московское хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра. Ее яркость, артистизм оказались заметны сразу же, и Плисецкая быстро заняла в театре ведущее положение. Для многих поколений она стала эталоном вкуса и примером для подражания. Многие всемирно известные балерины и танцовщики избрали эту профессию только потому, что были потрясены танцем Плисецкой. На ее «Лебединое озеро» в течение 30 лет водили все официальные делегации, посещавшие Москву.

Впервые она спровоцировала большой скандал в 1967 году, после того как в Москве встретила кубинского хореографа Альберто Алонсо. Ему, как гражданину дружественной Советскому Союзу Кубы, позволили поставить специально для балерины «Кармен-сюиту».

 «Кармен, где каждый жест, каждый взгляд, каждое движение имели свое значение, очень отличался от остальных балетов. Советский Союз был не готов к такой хореографии, - говорит Плисецкая. - Это была война, меня обвинили в том, что я изменила классическому танцу».

Заграница

Конфликты, которые обострились в Большом театре в 80-е годы, заставляют народную артистку, Героя социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, покинуть родину и искать себе достойное место в Европе. Плисецкая выбирает Испанию. Возможность станцевать подлинную классическую трагедию ей предоставила балетная труппа француза Юрода Нанси («Федра», балетмейстер С. Лифарь) и балетная труппа «Театро лирико насиональ» («Мария Стюарт», балетмейстр X. Гранеро). В 1988-1990 годах Плисецкая - художественный руководитель «Театро лирико насьональ» (Мадрид).

В Москву на свой юбилей Майя Плисецкая прилетела из Литвы, где у нее есть дом, построенный рядом с заповедными Тракайскими озерами (родина матери балерины).

Фактически сейчас Плисецкая живет между Россией, Германией и Литвой, и называет своим домом всю Европу.