Резникович: театр — всегда риск

Михаилу Резниковичу некогда обижаться на власть. Он запускает в Театре русской драмы два больших проекта. Михаил Резникович недавно восстановлен в должности генерального директора Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки

Ранее Резникович был уволен приказом Минкультуры, в котором увольнение обосновывалось нарушением директором трудовой дисциплины и превышением полномочий при заключении договоров аренды театрального общежития. А также против него было возбуждено уголовное дело. За этим увольнением последовал ряд судебных разбирательств.

Власть не извинилась

– Михаил Юрьевич, что вы ощутили, когда получили официальное извинение из Министерства культуры и туризма?

– Никакого официального извинения не было. Просто был отменен приказ и выполнено решение суда.

Что я ощутил? Ничего не ощутил, кроме усталости и горечи. Просто вся эта история была бессмысленна, и не на пользу никому. Еще в феврале, заступив на должность, Оксана Билозир сказала: «Мы начнем культуру с чистого листа». Но культуру нельзя начинать с чистого листа. Ее можно только продолжить, опираясь на живые традиции, на то, что уже сделано.

– То есть и от Оксаны Билозир лично вы никаких извинительных слов тоже не услышали?

– Нет, Оксана Владимировна не извинялась. У нас не было контактов.

– Какой момент во всей этой истории был для вас самым болезненным?

– Самым горьким было не мое отчуждение от театра, а отчуждение театра от пути развития психологического театрального искусства. Психологический театр создается десятилетиями, а разрушить его очень просто – убрать одного руководителя и назначить другого. И вообще, давайте говорить о другом.

– Давайте о другом. О вашей команде. Ведь известно, что самое хорошее и самое плохое проявляется в людях именно в худшие времена…

– Я сам не ожидал, что коллектив так последовательно будет выступать за продолжение той творческой и производственной линии, которая осуществлялась в театре на протяжении последних десяти лет. (Во время судебных разбирательств более 300 работников театра выступили против увольнения Резниковича. – «ДЕЛО»)

– На место старого министра пришел новый. Нет ли у вас опасений, что ситуация может повториться?

– Мы с Игорем Дмитриевичем Лиховым познакомились. У меня сложилось впечатление, что это грамотный и разумный человек. Он обещал наладить нормальные отношения между министерством и театром и честно выполнил свое обещание.

– В должности генерального директора вы видите больше творческой или менеджерской работы? Что главнее для вас?

– Генеральный директор должен контролировать все процессы - чем я и занимаюсь. Все главное. Необходимо понимать движение театра из вчера в завтра. Это значит думать и об актерах, о том, чтобы они развивались, и о репертуаре, чтобы он был интересным для зрителя. И при этом одновременно держать в голове все главные вопросы, связанные с финансами и другими хозяйственными делами.

Хотя во времена советской власти должность гендиректора использовалась для иных целей. Тогда назначали «красного директора», который навязывал нужную идеологию. Выживал лучших людей театра. Наш коллектив прошел через это. Когда зять Никиты Хрущева Виктор Гонтарь стал директором театра, его основатель Константин Павлович Хохлов вынужден был уйти. После чего он вскоре ушел и из жизни.

А ведь Хохлов сыграл очень важную роль в формировании театра и в его расцвете. Благодаря этому мастеру состоялась плеяда имен, таких как Ужвий, Санковская, Пономаренко, Куманченко и многие другие.

«Ромео и Джульетта» - одновременно на двух языках

– Вы недавно вернулись из Германии. Это была просто частная поездка или что-то связанное с работой?

– Две недели я был в Германии в командировке, которую мне оформило Министерство культуры. Ездил в Мюнхенский театр, с которым у нас давние творческие взаимоотношения. Немецкие актеры приезжали к нам, мы ездили в Германию на гастроли. Вот мы и решили создать совместный украинско-немецкий проект - поставить спектакль «Ромео и Джульетта». Семья Монтекки будет разговаривать у нас на немецком языке, а Капулетти – на русском. Спектакль планируем сделать за восемь недель. Зрители увидят премьеру осенью следующего года.

– Кто спонсирует данный проект?

– Спонсоров еще будем искать. Надеемся, частично поможет Министерство культуры, так как министр выразил явную заинтересованность этим проектом. Частично нас поддержит город Мюнхен и Институт Гете. Я являюсь организатором проекта. Режиссер постановки пока не утвержден, но, по предварительному решению, это будет Катрин Кацупка. Она – режиссер и известный театровед. Можно сказать, что эта женщина является душой проекта. В марте немецкая делегация приедет в Киев, тогда и будет принято окончательное решение.

– Новое министерство не поднимало «проблему русского языка»?

– Мне не кажется, что у нас есть такая проблема. В языковом вопросе нас никто не ущемляет. Например, сейчас по желанию одного из актеров театра, мы ставим спектакль на украинском языке о жизни украинского поэта Василя Стуса.

Театр строится на растоптанных самолюбиях

– Кто становится «звездами» Театра русской драмы? Сколько лет надо «отстажироваться» в вашей театральной студии молодым актерам, чтобы получить такой шанс?

– Вообще, не люблю слово «звезда». Я вам скажу так: чтобы стать ведущим актером, нужно проработать в нашем театре не менее 8-10 лет. Только тогда можно понять, что такое психологический театр.

А театральная студия для молодых актеров была создана в начале 90-х годов (тогда Резникович вернулся в Киев после четырех лет работы в театре Станиславского в Москве и возглавил театр. – «ДЕЛО»). Помню, тогда театр просто рассыпался. Мы начали «выруливать». И, в первую очередь, думать о творческой смене и об уровне постановок нашей классики.

Ведь многие молодые актеры, пришедшие в театр после окончания театрального института, были не достаточно подготовлены. А в студии они проходят актерские тренинги.

Сейчас молодые актеры участвуют в спектаклях, но на правах актеров-студийцев. Занимаясь два-три года в студии, актер либо принимается в труппу театра, либо уходит, не выдержав конкуренции. Это жестко, но профессия актера – это всегда огромный риск!

– Михаил Юрьевич, вы всегда сами распределяете роли. Что при этом для вас является самым значимым?

– Для того чтобы не угробить спектакль, каждый режиссер ищет необходимое и самое оптимальное творческое решение. Поэтому в театре нельзя обижаться на то, что ты не получил какую-то роль. «Театр строится на растоптанных самолюбиях», - говорил Константин Федорович Станиславский.

– Но чтобы раскрыть себя, актер должен играть перед зрителями. Вы предоставляете актерами такую возможность?

– Я вам скажу так – шанс я даю каждому. Например, несколько спектаклей, которые идут сейчас в театре («Что случилось с равнодушным красавцем», «Татуированная роза», «Мошенники по неволе и другие»), были показательными спектаклями театральной студии. Они оказались достаточно успешными, чтобы быть представленными на большой сцене театра.

– Как вы относитесь к тому, что некоторые актеры театра снимаются в кино (Наталья Доля - «День рождения буржуя», Валентин Шестопалов «Исцеление любовью», Лидия Яремчук - «Хлеб и соль», Олег Савкин - «Война», «Венчание со смертью», «Остров любви», «Роксолана», «Театр мертвецов» и др. - «ДЕЛО») или работают ведущими на телевидении, как Ольга Сумская или Олег Савкин?

– Я поощряю все съемки в кино, работу на телевидении и в антрепризах. Иду на очень многие компромиссы, если это не мешает работе в театре.

– Какой спектакль планируете запустить в ближайшее время?

– Это будет спектакль «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду. Через две недели будут распределены роли в спектакле «Дон Кихот» по пьесе Михаила Булгакова. Идет работа над спектаклем «Девичник» Л. Кэннингем, где играют чудесные актрисы Александра Ена, Оксана Воронина, Наталья Доля, Нина Нижерадзе, Юля Циватая, Наталья Кудря, Татьяна Остапенко, Надежда Кондратовская, Анна Наталушко, Елена Нещерет и всего один мужчина - Олег Савкин.