На российском бензине ездит 90% белопольцев

От Белополья Сумской области до российского приграничного поселка Теткино в Курской области всего 15 км, а, следовательно, именно в этом городке идет бойкая нелегальная приграничная торговля

Белополье, где живут 25 тыс. человек, - обычный украинский городок. Есть у него только одна особенность - близость к России. Что можно возить из России? Продукты питания, одежду, мелкую бытовую технику. В Теткино есть действующий сахарный завод, два производства по выпуску спирта и ликероводочных изделий, а также дрожжей.

Дрожжи, которыми торгуют на белопольском рынке, действительно оказались российского производства. Но и аналогичный украинский продукт там также нашелся. Торговка по имени Надежда, женщина предпенсионного возраста, объяснила: торговать российскими дрожжами выгодней – пару десятков копеек на каждой килограммовой пачке она экономит. «ДЕЛУ» Надежда объяснила, что возит товар небольшими партиями, максимум – 20 кг. О своих отношениях с пограничниками говорила неохотно, но призналась, что «на границе за все следует платить».

Рынок в Белополье - структура достаточно спонтанная, если не сказать, стихийная. Там торгуют в основном с машин и с земли. В этот день торговцев не остановил даже начавшийся снегопад: защищаться от непогоды продавцам помогали валенки с галошами и тулупы из овчины. На входе на импровизированный рынок покупателей зазывали торговцы сахаром. «ДЕЛУ» они признались, что торгуют сахаром украинского производства. «У нас на Сумщине своих сахарных заводов хватает», - парировали они замечание корреспондента, что, наверное, российский сахар дешевле. Уверяли в прелестях украинского продукта и остальные продавцы, хотя и признавались, что в России «все дешевле».

Закончив продуктовый обход, корреспондент принялся за вещевые ряды. Продавец мужских костюмов Алексей также сказал, что товар у него отечественного производства. «А зачем нам Россия? Мы в Украине живем и туда не ездим», - резко заметил он. В 15 км от России слышать, что местные жители Белополья не ездят туда годами, было более чем странно. Однако ситуацию прояснила компаньонка Алексея. «О, так таможня ж там! – вскрикнула она. – Сдерут семь шкур. Я раньше ездила за товаром туда, но таможенники сами не знают, чего хотят. Боже мой, как собаки!» «С российской или с украинской стороны?» - допытывался корреспондент. «С обеих хороши», - в один голос ответили Алексей и его компаньонка.

Не в восторге от российского рынка оказался еще один собеседник, пенсионер Николай Степанович. Его торговая точка была уставлена мелкой бытовой техникой китайского производства, посудой и недорогими сувенирами. Среди его утвари оказался только один товар из России – набор стеклянных стаканов. Да и тот, рассказал Николай Степанович, он купил в Харькове. «Я езжу за товарами в Харьков, куда его, в свою очередь, свозят из Одессы, Китая, России», - сказал он. На вопрос, зачем ему ездить за 250 км в Харьков, если в 15 км можно купить тот же товар, продавец ответил просто: товар нужно перевезти через таможню. Николай Степанович признался, что местные жители, в основном, нелегально завозят в Украину бензин и что на российском бензине ездит 90% белопольцев. О схеме таких перевозок рассказал подключившийся к разговору его более молодой приятель. Для собственных нужд или для мелкой торговли используется способ частых перевозок, за которые не нужно платить таможенникам. «Как говорил Петросян, дайте метр границы, чтоб чемоданчик прошел. Чемоданчиком вывезут все: он пять раз прошел – полстраны вывез, не надо на машине возить», - раскрыл он незамысловатую схему мелких белопольских предпринимателей.

О более «продвинутых» схемах нелегального провоза товара через украинско-российскую границу «ДЕЛУ» рассказали уже украинские таможенники. «Наш край – испокон веков контрабандный, еще когда царская Россия была», - начал с исторического экскурса таможенник Игорь Назаренко. В постсоветские времена, когда появилась межгосударственная граница, в регионе стали формироваться контрабандные группировки. Поначалу они носили стихийный характер, однако со временем дилетанты превратились в профессионалов. И поэтому разоблачать подкованных контрабандистов стало гораздо сложнее. Таможенники не скрывают, что основной процент задержаний приходится как раз на дилетантов в этом «бизнесе». Правоохранители сетуют, что контрабандисты обладают более совершенной, чем у них техникой (вездеходы, которые могут проходить по пахоте и пограничным «колючкам», приборы ночного видения), имеют агентурную сеть среди местных жителей и в правоохранительных органах.