Бюджет-2006: стратегия сдерживания спада в экономике

Сергей Панцирь, эксперт Лаборатории законодательных инициатив: «Я соглашусь с определением, что это бюджет сдерживания, то есть сдерживания экономического спада, более-менее нормального поддержания экономического развития и нормальных выплат по социальным

Правительству удалось максимально учесть предложения Верховной Рады в ходе подготовки бюджета на 2006 год. В пределах разумного, конечно. Оставлены предложения Рады по снижению налогового давления на предпринимателей. Это положительно. Разработаны прагматичные предложения по обязательствам по продаже земли под приватизированными объектами. Это был спорный вопрос в предыдущем проекте, поданном Кабмином. Сейчас внесены положительные изменения: стоимость земли будет выплачиваться по 20% в год в течение пяти лет.

По поводу шума относительно бедственного положения местных бюджетов можно сказать, что максимально учтены предложения Бюджетного комитета. А именно – подтверждено право местных бюджетов распоряжаться своими налогами, и без их решений не предполагается предоставление налоговых льгот. В первую очередь, это касается налога на землю. То есть практически все, что касается налоговых льгот, решено.

В принципе, решен вопрос с более-менее нормальным обеспечением трансфертами. Все спорные вопросы о том, что в местных бюджетах не будет денег на реконструкцию и ремонт дорог, школ и т.д., включены в субвенции из госбюджета. То есть деньги на это будут предусмотрены. В предыдущей редакции все это финансировалось по остаточному принципу. То, что беспокоило социальщиков – финансирование негосударственных учреждений, которые оказывают социальные услуги, например, центры реабилитации инвалидов, - средства из госбюджета через трансферты также предусмотрены. Ранее этот вопрос зависал в воздухе.

Относительно пенсий. То положение, которое долго обсуждалось по поводу введения ограничений на максимальный рост пенсий, практически полностью внедрено. В соответствии с разъяснительной запиской Еханурова экономия составит около полумиллиарда гривен, максимальные пенсии у чиновников, судей будут равны 12 минимальным пенсиям.

Больной вопрос также о социальных выплатах, которые уже давно ограничиваются в бюджете. В этом направлении Ехануров сделал кардинальные шаги, что и ожидалось. Кабмин берет на себя все полномочия по поводу соцвыплат в пределах тех средств, которые есть в бюджете. То есть, поскольку эти выплаты на основе роста минимальной зарплаты увеличить все равно невозможно, это можно считать нормальным подходом, который хоть на какое-то время избавит государство от судебных исков и роста долгов по соцвыплатам.

Много говорили о поддержке детей-сирот. Ранее это перекладывалось на местные бюджеты. Теперь эти расходы будут учитываться в трансфертах – выделено немного, 50 млн. гривен, но вполне достаточно, чтобы развивать фостерные (приемные) семьи. 

По поводу села. Во-первых, закупка техники для села по агролизингу избавлена от НДС. Также в субвенциях предусмотрено финансирование на ремонт техники. В полной мере то, что требовала «Народная партия», конечно, не отражено. Тем не менее, что касается интервенций по закупке сельхозпродукции - деньги предусмотрены. Не могу сказать точно, насколько хватит этих денег, но, по крайней мере, по формальным признакам это требование выполнено. То есть на село деньги бросили. Но довольно осторожно – суммы незначительные.

Я соглашусь с определением, что это бюджет сдерживания, то есть сдерживания экономического спада, более-менее нормального поддержания экономического развития и нормальных выплат по социальным обязательствам. Понятно, что пенсионная реформа не сдвинулась с места, и, во всяком случае, всем пенсионерам и военным гарантируется, что пенсия будет не ниже прожиточного минимума. То есть для экономики, находящейся на этапе замедления экономического роста, это вполне нормально. Кроме того, прагматичный подход по поводу той удавки на экономику, который был, проявился даже в том, что все снижения ставок по налоговым сборам будут происходить только после вступления в ВТО. То есть – это бюджет сдерживания, не социальный и не развития, а сбалансированный, кризисный бюджет. В принципе, его можно утверждать без особых проблем.