Европейские «ценности»

Госинспекция по контролю за ценами сообщила об очередном, хотя и незначительном, падении цен на нефтепродукты. Меня как автолюбителя это радует. Но я знаю и морально готова к тому, что скоро все изменится.

После того как Тимошенко весной этого года добилась снятия пошлин на импорт нефтепродуктов, рынок стал более конкурентным, а цены - стабильными. Произошло это благодаря простым рыночным механизмам – нефтепродукты стало выгодно ввозить из Латвии и Беларуси. Сейчас в Верховной Раде с неимоверной силой проталкивают решение о введении импортных пошлин на нефтепродукты. Закон, скорее всего, примут – россияне не хотят поставлять на украинские НПЗ нефть, им сейчас выгоднее продавать готовые продукты ее переработки. Да и президент неоднократно высказывался в пользу поддержки нефтеперерабатывающих заводов. Если пошлины введут, доминирующее влияние российских нефтекомпаний на наш рынок может быть нивелировано только ростом цен до уровня европейских.

Я понимаю, что когда-нибудь – может завтра, а может через год - придется платить за бензин столько же, сколько он стоит в Европе – около 1 евро. Это плата за политическую независимость.

То же должны понять и украинские металлурги и химики. Если они хотят реализовывать свою продукцию без тех ограничений, которые применяют к странам третьего мира высокоразвитые государства, и конкурировать с западными компаниями на равных, им придется платить за российский газ столько же, сколько платят их европейские коллеги. Конечно, торг тут уместен. Украина – пока что крупнейший газовый транзитер, поэтому о $160 за тыс. куб. м российского газа речь идти не может.

Помню, как в 1995 году (тогда еще не было НАК «Нафтогаз Украины») на пресс-конференцию руководителя «Укргазпрома» Богдана Клюка кроме журналистов приехали представители посольств европейских государств – Словакии, Польши и др. Для них это тогда было единственной возможностью узнать, что происходит с поставками российского газа в Европу.

Тогда Россия впервые заявила о необходимости регулировать «газовые» отношения на уровне межгосударственных договоренностей – до этого газ через нашу страну в Европу шел еще по старым схемам, существовавшим при СССР. Украина, со своей стороны, впервые задумалась о том, сколько стоит транзит газа через ее территорию - стороны начали торговаться и ссориться. Это все чуть не закончилось полным срывом европейских поставок и дипломатическими нотами.

Мне нравится та позиция, которую заняло украинское правительство – у нас есть долгосрочный газовый договор с РФ, в который можно вносить изменения только при согласии обеих сторон. Мы не согласны на такое повышение стоимости газа, как предлагают россияне (кстати, российские чиновники и менеджеры «Газпрома» называли разные цифры) – значит, нужно договариваться. Время сейчас играет на нашей стороне, потому что россияне никак не могут сорвать поставки по европейским контрактам на следующий год. Закон тоже на нашей стороне – договор подписан, и он действует.

Однако то, что в этот договор была заложена политическая составляющая, основанная на личных симпатиях и устных договоренностях между ушедшим руководством Украины и нынешним России, нельзя сбрасывать со счетов. Если не завтра, то уже очень скоро нам придется расплачиваться за «европейский» выбор европейской ценой на газ. Либо отказаться от своего выбора.

Кстати, о стоимости бензина в Европе. Здешние правительства регулируют цены так, как считают нужным. Каждая европейская страна устанавливает акцизы и другие фискальные обязательства на реализацию нефтепродуктов. Поэтому в Италии летом этого года бензин стоил 1,2 евро за литр, а в Чехии – всего один евро.