«Стоп-карточки » для импортеров

Председатель государственной таможенной службы Александр Егоров вручил первые 45 антикоррупционных «стоп-карточек».
По заверению таможенников, «стоп-карточки» дают право субъектам ВЭД на немедленное служебное расследование фактов коррупции на тамож

Получать карточки вчера должны были импортеры рыбной и мясной продукции, а также импортеры автомобилей. Согласившись на декларирование реальной стоимости своих грузов и дав таможенникам доступ к своим бухгалтерским документам, представители этих отраслей ожидают в ответ снижения серого импорта и равных условий для всех участников рынка.

Торжественная часть мероприятия заняла не более 20 минут – представители многих компаний проигнорировали вручение, и их карточки были переданы представителям соответствующих ассоциаций. Наибольший интерес у публики вызвал первый получатель, ним стал представитель СП «Видродження» (СЭЗ «Донецк»). Эта компания выиграла суды всех инстанций против таможни, потребовав восстановления таможенных льгот на беспошлинный ввоз импортной курятины. Представитель СП, ссылаясь на свою непубличность, упорно отказывался от официальных комментариев. «В «СЭЗ оказались два предприятия (второе-«Норд»), которые, вложив деньги в свой бизнес, не пожелали мириться с изменением правил игры. Они инициировали судебное разбирательство, и суд их поддержал», - скупо прокомментировал ситуацию «ДЕЛУ» импортер.

Отличников ВЭД становится больше

Кульминацией встречи таможенников и субъектов ВЭД стало подписание очередного меморандума, на сей раз с представителями алкогольной и табачной отрасли. Президент Союза оптовиков и производителей алкогольной и табачной продукции (СОВАТ) Вячеслав Сокерчак и директор Ассоциации Владимир Демчак, державшиеся до этого особняком, подписали соответствующий документ.

Как отметил Вячеслав Сокерчак, сегодня производители алкоголя и табачных изделий готовы работать прозрачно и платить все налоги. «Но мы бессильны, когда кто-то не платит», - говорит он. Подписанием меморандума члены Ассоциации надеются защититься от контрабанды и от недобросовестной конкуренции.

Представители других компаний, объединившись с таможенниками, также надеются свести к минимуму факты демпингования. Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров, отметил, что теперь никто «не сможет ввозить mersedes-600 по цене $10 тыс», тем самым ставя честных участников рынка на грань банкротства.

На уменьшение контрабанды надеются и представители мясной отрасли. «Практикующие серый импорт компании ставят под угрозу работу предприятий, которые отказываются от нелегального мяса», - говорит Сергей Куницин, глава НПЗ «Колос» Черновицкие колбасы».

В то же время представители рыбной отрасли – первой, подписавшей меморандум, отмечают, что уже имели место недоразумения, связанные с новым таможенным режимом. «Когда килька пряного посола готовится из мороженого сырья, она стоит на $200-250 выше, чем из живой рыбы. Поэтому получился казус, когда продукция подешевела по объективным причинам, но в меморандуме значилась более высокая стоимость», - объясняет Олег Лущик, председатель правления СП «Украинская восточная рыбная компания».

Карточками таможню не исправишь

По условиям меморандума, рыбники раз в неделю информируют таможенников о ввозных ценах. Затем, когда сезон закончится, эти данные будут предоставляться раз в месяц. Рыбники отмечают, что факты коррупции, имевшие место на таможне, удастся упразднить совместными усилиями. «Кто-то растамаживает по $300, а кто-то - по $700. Мы за то, чтоб все были в равных условиях», - подводит итог Лущик. При этом он отметил, что определить реальную стоимость рыбной продукции довольно затруднительно. «Одна и та же рыба в зависимости от места вылова может стоить по-разному. Поэтому мы будем помогать таможенникам», - говорит Лущик. Он также отметил, что никаких особых преференций импортерам не обещано. «Нам готовы выдать разрешение складывать рыбную продукцию на сертифицированные склады на срок более месяца. Но нам это не очень интересно, поскольку мы имеем дело со скоропортящимся продуктом», - поясняет он.

Внешне представители компаний воспринимали происходящее довольно равнодушно. Как отметил один из импортеров, проблемы на таможне вечны, как и сама таможня, и исправить их введением карточек практически невозможно.