Мы лоббировали Украину в Белом доме

Сегодня США будут решать: дать Украине статус страны с рыночной экономикой или повременить. Олег Рябоконь в интервью «ДЕЛУ» рассказал о механизмах принятия такого решения и о попытках Украины «добиться справедливости»

– Как вы прогнозируете, предоставят американцы Украине рыночный статус?

– Позиции у нас сильны, и если даже Казахстан и Россия уже несколько лет назад были признаны в США рыночными, то Украина в этом плане никак не хуже. Если решение будет положительным, то все новые расследования против Украины будут проходить по рыночным правилам, а по тем мерам, которые уже действуют против Украины, все предприятия получат право подать прошение о пересмотре ограничений против них в США.

– Почему американцы вновь затягивают с предоставлением Украине рыночного статуса?

– Дело в том, что все материалы, которые касались этого дела, должны были быть поданы до 1 сентября 2005 года. Но украинская сторона не смогла все организовать вовремя, нанять адвокатов для представления ее интересов. С юристами определились лишь к ноябрю.

Надо сказать, что вторая причина затяжки времени – сенат США не утвердил на должность замминистра торговли, который непосредственно отвечает за внешнеэкономическую администрацию. Должность пустовала почти год. Утвердили совершенно нового человека по имени Дэвид Спунер. Понятно, что ему просто понадобилось дополнительное время, чтобы разобраться в ситуации. После его назначения с ним состоялась встреча представителей нашего посольства в Вашингтоне, которые еще раз пояснили нашу позицию и попросили ускорить процесс.

– То есть обычная бюрократическая волокита?

– К сожалению, Сергей Терехин, будучи министром экономики, весной прошлого года, считал, что вопросы подобного уровня можно было решать без адвокатов. Когда же оказалось, что металлургическая и химическая промышленности США категорически против предоставления рыночного статуса Украине, вопрос был поставлен ребром – необходима помощь украинских предприятий в привлечении ведущих адвокатов.

– Расскажите, как работает механизм лоббирования подобного рода решений в США?

– Переговоры по рыночному статусу начались в 2001 году, когда против наших импортеров катанки в США (прежде всего «Криворожсталь») проводился антидемпинговый процесс, а наша компания защищала там их интересы. Тогда как никогда ранее стало ясно, что нам пора готовить доказательства для предоставления нашей стране рыночного статуса.

– И что вы делали дальше?

– Мы добились поддержки со стороны Американской торгово-промышленной палаты в Киеве. Они подготовили соответствующие письма в Минторговли США, в которых сказали, что они от имени частных компаний в Украине поддерживают эту позицию.

В США есть Американо-украинский бизнес-совет, в который также входит 15-20 крупнейших американских корпораций, имеющих интересы в Украине. Мы также уговорили их подписать письмо и заявить открыто о поддержке этого решения. Далее мы организовали широкую кампанию в сенате и конгрессе США, в офисе торгового представителя США и, наконец, в Белом доме. Была проделана большая работа по сбору независимой информации из независимых источников, которые доказывали бы рыночность нашей экономики.

– А кто нанимал компанию «Магистр и партнеры»?

– Это была инициатива «УкрЧерМета». Затем «УкрЧерМет» принял решение работать с компанией Wilmer Hale (нашими партнерами в США). Металлурги сами, понимая, насколько для них важен этот вопрос, и что особой поддержки со стороны государства нет, провели совещание ассоциации и договорились в Минэкономики начать процесс. По сути дела, вся работа по получению в США рыночного статуса была профинансирована украинскими металлургическими компаниями. Необходимо отметить, что с приходом Валерия Пятницкого Минэкономики всецело помогало нам как официальный госорган.

– На какие вопросы американцев вам пришлось отвечать, чтобы доказать рыночность?

– Есть несколько основных факторов, которые изучаются при принятии решения о рыночности экономики. Это, прежде всего, конвертируемость валюты, присутствие иностранных инвестиций в стране и отсутствие каких-либо ограничений на иностранные инвестиции, свобода предприятий в ценообразовании, свобода в организации трудовых отношений (т. е. государство не имеет права вмешиваться в организацию трудовых отношений), отсутствие влияния государства на назначение менеджмента в компаниях. В предоставлении доказательств по всем этим темам приходилось поднимать огромные пласты нашего законодательства. С 2001 года мы фактически полностью переводили все предпринимательское законодательство Украины на английский язык и предоставляли в Минторг США.

– Откуда в США такое противодействие украинским экспортерам?

– Американские компании серьезно лоббируют свои интересы в своем правительстве, в сенате, конгрессе, Белом доме и офисе торгового представителя США, который отвечает за все международные переговоры. После предоставления рыночного статуса нашей стране 150%-ные пошлины будут практически невозможны, и США станут открытым рынком для нас.

– Что будет означать для нашей экономики рыночный статус со стороны США?

– Это очень серьезное решение, экономический эффект которого оценить сложно даже в течение нескольких последующих лет. После принятия решения о предоставлении статуса оно распространяется на все без исключения наши компании, которые импортируют свою продукцию в США. США – это прецедентная страна, решение в одном расследовании распространяется на все остальные. В итоге начинать расследования против наших компаний будет гораздо сложнее, еще сложнее будет их выигрывать. Это дает возможность любой нашей отрасли свободно торговать на американском рынке, просчитывать свои риски с точки зрения возможных антидемпинговых процессов, а в случае возбуждения расследований индивидуально защищать свою позицию. По сути, это продвижение предпринимательских возможностей нашего бизнеса на самом крупном мировом рынке. И если антидемпинговые меры будут вводиться, то это будут куда более щадящие ограничения.