«Дакар» — победа ценой в жизнь

За всю историю ралли «Дакар» его жертвами стали 43 человека, среди них 21 гонщик, остальные – местные жители и работники технических служб
Завершившийся 28-й ралли-пробег «Дакар», который в этом году впервые стартовал в португальской столице Лиссаб

Однако в этом году «Дакар» принес не только радость победы, но и трагедии. Каждый год на африканской гонке вновь и вновь погибают люди. Этот печальный факт, как ни странно, никак не влияет на популярность соревнований, а наоборот, заставляет участников с большим рвением пробовать свои силы на знаменитой многодневке.

Трагический «Дакар»

В этом году погибли трое: мотогонщик Энди Колдекотт (Австралия, «КТМ»), а также двое африканских детей, которые угодили под колеса автомобилей – Боубакар Диалло и Мухамед Н’Дав. Трагическое совпадение в том, что Колдекотт погиб недалеко от того места, где в прошлом году разбился (184-й километр 11 этапа от Атара до Киффы) двукратный победитель «Дакара» Фабрицио Меони. В прошлом году во время гонки также умер испанский мотоциклист Хосе Перес.

Почетный финиш

Даже обычный финиш считается весьма почетным на «Дакаре». В этом году до конечного пункта гонки добрались 93 мотоцикла, 67 машин и 33 грузовика (стартовало соответственно 240 – 188 – 80, между прочим, новый рекорд по количеству участников). Во время нынешнего ралли гонщики проехали 9043 километра по территории Португалии, Испании, Марокко, Мавритании, Мали, Гвинеи и Сенегала. Причем в этом году как никогда были усложнены условия ралли. Организаторы свели к минимуму функции системы глобального ориентирования, поэтому пилотам пришлось пользоваться атласами автомобильных дорог. Но как оказалось позже, к большим сенсациям такая «революция» не привела - на «Дакаре» доминировали признанные фавориты. Марк Кома в прошлом году был вторым, а его основными конкурентами были прошлогодний победитель Деспре (Франция, «КТМ»), который в итоге приехал вторым.

Победу среди грузовиков вновь разыгрывали «камазовцы». На этот раз прошлогодний триумфатор – Кабиров - приехал третьим, а первое место досталось экипажу Чагина. Кстати, это уже седьмая победа российской команды на «Дакаре». В классе легковых автомобилей лидеры были все те же: нынешний победитель Альфан был вторым в 2005 году, Де Вилье (2006 – второе место, 2005 – четвертое), Рома (третье, 2005 – шестое), Петрансель (четвертое, 2005 – первое). Последний, кстати, уже давно стал легендой африканской гонки - Петрансель шесть раз праздновал победу как мотоциклист и еще дважды как автомобилист.

Список рекордсменов «Дакара»:

Легковые автомобили

4 победы – Ари Ватанен (Финляндия, 1987, 1989, 1990, 1991).

3 победы – Пьер Лартиг (Франция, 1994-1996); Рене Метж (Франция, 1981, 1984, 1986).

2 победы – Стефан Петерансель (Франция, 2004-2005); Хироши Масуока (Япония, 2002-2003), Жан-Луи Шлессер (Франция, 1999-2000).

Мотоциклы.

6 побед – Стефан Петрансель (Франция, 1991-1993, 1995, 1997-1998).

5 побед – Сирил Неве (Франция, 1979-1980, 1982, 1986-1987).

4 победы – Эди Ориоли (Италия, 1988, 1990, 1994, 1996).

3 победы – Ришар Сайнкт (Франция, 1999-2000, 2003).

2 победы – Фабрицио Меони (Италия, 2001-2002); Гастон Райе (Бельгия, 1984-1985); Юбер Ориоль (Франция, 1981-1983).

Справка:

Кстати, само название гонки в соответствии с местом ее старта не раз менялось. До сих пор на слуху остается вывеска «Париж - Дакар». Но такой маршрут был, начиная с года основания пробега (1979) и до 1991 года, а потом маршруты менялись почти каждый год: 1992 – «Париж - Кейптаун», 1993 – «Париж – Танжер - Дакар», 1994 – «Париж – Дакар - Париж», 1995,1996 – «Гранада - Дакар», 1997 – «Дакар – Агадес - Дакар», 1998 – «Париж – Гранада - Дакар», 1999 – «Гранада - Дакар», 2000 – «Дакар - Каир», 2001 – «Париж - Дакар», 2002 – «Аррас – Мадрид - Дакар», 2003 – «Марсель - Шарм-эль-Шейх», 2004 – «Клермон – Ферран - Дакар», 2005 – «Барселона - Дакар».