Рейтинг ТОП-100: кто стал крупнейшим производителем водки в Украине

По итогам 2013 года производство водки в Украине упало сразу на 17,2%. Самый большой доход получила "Украинская дистрибуционная компания", которая входит в алкохолдинг Global Spirits
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Украина продолжает сокращать производство водки. В прошлом году производители разлили 28 млн дал этого алкогольного напитка — легальный рынок фактически сократился на пятую часть. Падает производство и в первой половине 2014 года, правда не так существенно — на 8%.

Акцизы и цены растут

Среди главных причин, которые вызывают негативные тренды в украинском водочном рынке, операторы называют снижение потребительской способности потребителей и рост акцизов.

В марте текущего года Верховная Рада приняла закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине", который существенно повышал акцизы на алкогольные напитки. В частности, указанным законом акциз на винную и водочную продукцию увеличился на 25% — с 56,42 грн за литр 100% спирта до 70,53 грн/л 100% спирта.

Изначально планировалось, что акцизы повысятся с 1 сентября. Однако в дальнейшем решение было пересмотрено, и более высокие акцизы вступили в силу уже с 1 июля.

Параллельно с ростом акцизов производители водки столкнулись и с удорожанием сырья. С 1 мая госмонополист "Укрспирт" повысил стоимость спирта. В результате переговоров между производителями и госкомпанией было принято решение повышать стоимость сырья поэтапно — в течение трех месяцев по 7 грн.

Рост акцизов и удорожание себестоимости производства не смогли не оказать влияние на конечную цену продукции. Согласно оценкам Юлии Самойловой, директора "Украинской алкогольной компании "Олимп", после 1 июля стоимость пол-литровой бутылки водки у производителя вырастет как минимум на 7 грн. А на полке покупатель увидит подорожание минимум на 9 грн. "Если средняя цена бутылки водки до повышения акцизов составляла 35 грн, то после водка будет стоить порядка 44-45 грн", — комментирует Самойлова.

Повышение реальных розничных цен подтолкнуло правительство в средине июня пересмотреть и минимальные розничные цены (МРЦ). На первом этапе, после обнародования постановления Кабмина, минимальная цена на водку выросла до 34,9 грн за 0,5 л. С 1 августа "минималка" должна снова повыситься — до 39,9 грн за 0,5 л. Напомним, что на ранее самая дешевая водка в рознице стояла 30,1 грн.

Крупные производители водки позитивно оценили рост минимальной цены. "В связи с ростом акцизного сбора, подорожанием комплектующих и экономических реалий рынка новые МРЦ были нужны производителям "как воздух". Реализация постановления приведет к уменьшению теневого оборота алкогольных напитков и наполнению государственного бюджета", — комментирует генеральный директор компании "Алкогольные Традиции" (входит в холдинг "Баядера") Роман Вашколуп.

К слову, производители алкогольных напитков отмечают позитивные изменения в борьбе государства с нелегальной продукцией, доля которой в прошлом году оценивалась вплоть до 40% всего рынка. По словам первого заместителя главы Государственной фискальной службы Украины (ранее Миндоходов) Владимира Хоменко, к концу мая доля нелегального рынка алкоголя снизилась до 10%.

Государство также усиливает ответственность за реализацию "левого алкоголя". В частности, Государственная фискальная служба предлагает за хранение или транспортировку нелегальных алкогольных и табачных изделий по решению суда штрафовать или отправлять на общественные работы. Кроме того, за незаконное изготовление подакцизных товаров и создание подпольных цехов или незаконный ввоз сырья наказывать не штрафами, а лишением свободы на срок от трех до семи лет. По данным службы, на сегодняшний день все предложения находятся на рассмотрении в Минфине.

Пить стали меньше

Очевидно, что рост акцизов и удорожание водки не могли не оказать влияния на потребительские предпочтения украинцев. Стали ли граждане пить меньше? Стали, отвечают производители.

"Пить стали не реже, но меньше. Наша продукция продается в разных емкостях. Доля емкости 0,25 л выросла с 25% до 50% от общего объема продаж", — говорит Юлия Самойлова.

Правда нужно учесть, что украинцы при этом остаются в тройке стран с самым высоким потреблением водки на человека. Согласно подсчетам The Economist, среднестатистический украинцев выпивает в год 7,7 литра водки. Больше нас пьют только белорусы (11,3 литра на человека) и россияне (13,9 литров).

В этом году, как и в прошлом, для отечественного водочного рынка был характерный рост спроса на продукцию самого низкого ценового сегмента. Премиальные торговые марки практически никто не продвигает.

"Компании отказались от развития премиального и субпремиального сегментов. Стоимость вывода такой ТМ равна стоимости вывода продукта среднего ценового сегмента, но отдача от премиального сегмента существенно ниже в силу невысокой покупательской способности потребителей. Премиальный сегмент хорошо себя чувствует на растущем рынке. Сейчас не то время", — констатирует Самойлова. Те потребители, которые ранее выбирали украинскую премиальную водку, сейчас переходят на импортный алкоголь.

Несмотря на весь негатив, общая ситуация на водочном рынке выглядит более "оживленной", чем в 2008-2011 годах. Компании оптимизируют свои портфели, продвигают новые торговые марки, что можно считать позитивным сигналом.

При этом конкуренция на водочном рынке усиливается, ведь никто с ключевых игроков не намерен сдавать позиций — в развитие производственных площадок инвестировано слишком много.

К крупнейшим производителям водки в Украине относят "Национальную водочную компанию" (холдинг "Баядера"), холдинг Global Spirits и "Крымскую водочную компанию".

По данным agrochart.com, в 2013 году две производственные площадки "Национальной водочной компании" в Черкасской области произвели порядка 7,16 млн дал.

Global Spirits в прошлом году приобрел новую производственную площадку — Полтавский ЛВЗ, где стартовал розлив водки под торговой маркой "Первак". На двух своих площадках в Полтаве и Запорожье холдинг в прошлом году произвел более 5 млн дал водки. Кроме того, компания разливает ТМ "Мороша" на мощностях ликеро-водочного завода "Гетьман" во Львове. В 2013 году ЛВЗ "Гетьман" разлил 2,5 млн дал водки. В Global Spirits утверждают, что практически вся разлитая во Львове продукция производится по их заказу.

Третье место по объемам производства в прошлом году занимала "Крымская водочная компания", которая разливала водку в Симферополе — порядка 3,8 млн дал. Политические события и оккупация Крыма вынудили компанию сменить производственную площадку. Компания вынуждена была зарегистрировать в Украине новое юрлицо — "Истерн Беверидж Трейдинг" и с мая начать разлив водки на мощностях харьковского ликеро-водочного завода PRIME, который входит в состав УАК "Олимп". В июне слабоалкогольная продукция компании (ТМ Longermixer) начала производится на винницком заводе Nemiroff.

ТОП-5 производителей водки в Украине

Компания

Чистый доход 2013, млн грн

Чистая прибыль 2013, млн грн

Украинская дистрибуционная компания

3 311

65

Укрспирт

2 034

26

Крымская водочная компания

1 505

17

Национальная водочная компания

1 125

17

Напитки плюс

932

226

Более детальную информацию о финансовых показателях производителей водки можно найти в печатной версии журнала

Данные: "Рейтинг ТОП-100 крупнейших компаний"