Рестарт завода: когда запустят Лисичанский НПЗ и во сколько это обойдется

Простаивающий полтора года Лисичанский нефтеперерабатывающий завод активно "подталкивают" к работе. Зачем "Роснефти" перезапускать "ЛИНИК" и что это может принести Украине — эксперты

На текущей неделе в масс медиа циркулировали слухи о перезапуске второго по величине НПЗ Украины — Лисичанского нефтеперерабатывающего завода (ЛНПЗ, ЗАО "ЛИНИК"). Так, во вторник, 24 сентября, "Українські новини" сообщили со ссылкой на информированный источник, что "Роснефть" — нынешний собственник НПЗ, которому предприятие отошло после поглощения в декабре-2012 российской "ТНК-ВР" — планирует запустить его в начале 2014 года. А вот портал "Нефть России" утверждает, что ожидать первой партии нефтепродуктов с "ЛИНИКа" можно не ранее мая следующего года. Схожую дату перезапуска предприятия называют и источники Delo.UA, близкие к российской нефтяной группе: "Завод, вероятнее всего, заработает весной 2014-го". Хотя официального подтверждения или опровержения от самой компании получить не удалось.

Разговоры о возобновлении работы Лисичанского НПЗ ведутся с осени прошлого года. Еще в октябре-2012 тогдашний глава Минэнергоугля (ныне — вице-премьер) Юрий Бойко прогнозировал запуск завода в начале 2013 года. Позже сроки неоднократно переносились. Последние переговоры по перезапуску Лисичанского нефтеперерабатывающего завода украинское правительство проводило уже с "Роснефтью" в июле нынешнего года. После них украинский профильный министр Эдуард Ставицкий заявил, что удалось договориться о старте производства на ЛНПЗ "в феврале-марте 2014 года".

На чьих интересах может отразиться перезапуск этого предприятия?

Изрядно затянувшийся ремонт

Общая мощность Лисичанского НПЗ позволяет перерабатывать около 8 млн тонн сырья в год с выходом светлых нефтепродуктов в годовом объеме 5,4 млн тонн (доля бензина марок А-92 и А-95 — 51%, остальное — дизельное топливо). Это вторые по объемам номинальные мощности в отрасли после Кременчугского НПЗ, контролируемого структурами Игоря Коломойского.

2011 год ЛНПЗ отработал достаточно успешно. Предприятие получило 110,69 млн грн чистой прибыли (около $13,85 млн по курсу НБУ), переработав 4,93 млн тонн сырья. При всем том тревожный звонок для "ЛИНИКа" прозвучал уже тогда — в 2011-м здесь приостановили выполнение инвестиционной программы на $160 млн. А уже следующий — 2012 год — для предприятия стал "черным", когда в марте тюменская "ТНК-ВР", контролировавшая его на тот момент, остановила ЛНПЗ на плановый ремонт.

Предполагалось, что работы будут проводиться месяц, но завод не работает и поныне; весной 2012 года руководство "ТНК-ВР" объявило переработку сырья на нем нерентабельной. В результате, прошлый год "ЛИНИК" завершил с чистым убытком в 996,5 млн грн ($124,7 млн). Что касается натуральных показателей, за этот период они обрушились более чем в 6 раз — до чуть свыше 805 тыс. тонн переработанной нефти.

Невзирая на убыток, актив привлек внимание двух потенциальных покупателей. Осенью 2012-го о желании приобрести Лисичанский НПЗ заявляли в группе "ГазУкраина" (сейчас — ВЕТЭК) Сергея Курченко, а также в Group DF Дмитрия Фирташа. По оценкам ИК Dragon Capital, сделка по ЛНПЗ могла бы год назад пройти по цене $200-300 млн. Вот только дальше разговоров дело тогда не продвинулось. А в конце прошлого года ЛНПЗ "автоматом" вошел в структуру собственности российской госкорпорации "Роснефть" — после фактического поглощения ею материнской компании украинского завода.

Дешевый украинский бензин?

"Последние пять лет ЛНПЗ не был ведущим поставщиком светлых нефтепродуктов на отечественный рынок", — говорит директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн.

С 2008 года, когда на российском рынке нефтепродуктов возник дефицит высокооктановых бензинов, Лисичанский НПЗ начал функционировать по толлинговой (давальческой) схеме — на российской нефти с последующей отправкой части продукции в РФ. Более 90% сырья на завод поставлялось по нефтепроводу "Самара-Лисичанск", оператором которого является российская госкомпания "Транснефть", остальное — железнодорожным транспортом. В середине 2011 года завод отгружал 80% выпускаемого бензина по российскому направлению, снабжая Ставрополье и Краснодарский край, рассказывает Куюн.

Но даже после длительного простоя ЛНПЗ — "лакомый кусочек" для нефтепереработчиков, уверены собеседники Delo.UA. "Проектная глубина переработки на заводе составляет 74%, рабочая — около 67% при среднем показателе в 50% для других украинских НПЗ", — утверждает президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. В "А-95" отмечают, что при минимальной загрузке сырьем в 400 тыс. тонн завод в состоянии ежемесячно выпускать около 270 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. "Это — около 32% украинского рынка", — подчеркивают эксперты этой компании.

Перезапуск Лисичанского нефтеперерабатывающего завода может потребовать 5-6 месяцев времени и $140-150 млн, рассуждает Косянчук. Если после рестарта предприятие предпочтет работать не на экспорт, как до остановки, то импортерам светлых нефтепродуктов на украинский рынок (Мозырский НПЗ и польско-литовский концерн Orlen) придется потесниться, особенно в цене. "Украинский бензин, вероятнее всего, будет стоить в рознице на 10-20 коп дешевле, однако качество его будет ниже, чем у импортных аналогов", — предполагает Куюн.

Сами импортеры бензина "потенциальную угрозу" от вероятного перезапуска Лисичанского НПЗ официально не комментируют. Но некоторые источники на рынке приводят такие оценки: при возобновлении работы ЛНПЗ с ориентацией на внутренний рынок сокращения в поставках светлых нефтепродуктов в Украину по импорту могут достичь 1 млн тонн в год. По данным Госстата Украины, натуральный объем отечественного рынка этой продукции в 2012 году составил 10,22 млн тонн.

Вопрос в ином — так ли уж нужен действующий украинский завод российской госкорпорации, объем переработки нефти на производствах которой в I полугодии-2013 составил почти 39,5 млн тонн? В "Роснефти", чья полугодовая чистая прибыль превысила $3,5 млрд, об этом пока не говорят…