Энергетика 25 мая, 12:05

Рынку электроэнергии включили тормоз?

Вопреки заявлениям Кабмина, Минэнерго, НКРЭКУ и энергокомпаний о готовности к запуску рынка электроэнергии в срок, представителями команды нового президента Владимира Зеленского был вброшен месседж, что запуск нужно отложить

Рынку электроэнергии включили тормоз? Рынку электроэнергии включили тормоз?

До запуска новой модели рынка электроэнергии осталось чуть больше месяца. Но неожиданно разгорелась дискуссия о том, что дату реформы стоит отложить.  

"Стартуем" 1 июля 

В соответствии с принятым два года назад парламентом законом "О рынке электроэнергии", рынок запускается с 1 июля. Проведение реформы рынка — одно из обязательств, которое взяла на себя Украина в рамках имплементации Третьего энергопакета ЕС. Мы переходим на новую конкурентную модель рынка, по которой работают в Европе. К рыночному ценообразованию, исключающему директивное, не вполне прозрачное установление тарифов. Предполагалось, что таким образом в сфере электроэнергетики удасться ликвидировать пространство для потенциальной коррупции, поскольку тарифы будут формироваться в результате соотношения спроса и предложения. 

По подсчетам экономистов Института будущего, своевременная реализация обязательства Украины по запуску рынка электроэнергии может обеспечить дополнительный прирост реального ВВП Украины на 0,3% в год (около 5 млрд долларов), а также дополнительные поступления в бюджет в виде налогов на сумму 0,8-1,5 млрд долларов ежегодно (это 1,8-3,5% сводного бюджета Украины за 2018 год). В долгосрочной перспективе (2019-2030 гг.) эффект от запуска рынка оценивается в размере дополнительного ВВП на сумму 72 млрд долларов и дополнительных поступлений налогов в объеме 12 млрд долл.

Кроме того, за счет дополнительного роста экономики, создания новых рабочих мест (ориентировочно 100 тысяч), роста зарплат на предприятиях энергетики и повышения инвестиционной привлекательности отрасли ожидается дополнительный прирост доходов для населения на сумму 18 млрд долларов. А средняя зарплата в отрасли с 2021 года (если реформа будет внедрена в запланированный срок) вырастет на 3,4% вследствие вторичных эффектов от общего роста экономики и стимулирования притока инвестиций. 

Если ставим реформу на паузу

Вопреки заявлениям Кабмина, Минэнерго, НКРЭКУ и энергокомпаний о готовности к запуску рынка электроэнергии в срок, представителями команды нового президента был вброшен месседж, что рынок нужно отложить. А в Верховной Раде началась регистрация законопроектов, обеспечивающих перенос сроков: один с предложением отложить рынок на 1 октября 2019 года (авторы — Александр Домбровский и Лев Пидлесецкий), второй — аж на апрель 2020 года (автор Юрий Чижмарь). 

Если парламент проголосует за одно из этих предложений, Украина получит массу проблем. Прежде всего с европейскими партнерами, поскольку нарушит взятые перед ними обязательства. Отсрочка также поставит под угрозу сотрудничество с международными финансовыми организациями, без помощи которых удержать курс национальной валюты будет крайне сложно. В частности, под вопросом оказываются два транша кредита МВФ на общую сумму 2,5 млрд долл. А прекращение сотрудничества с МВФ сделает невозможным получение "связанного финансирования" — макрофинансовой помощи от ЕС (0,5 млрд евро), кредитов от Мирового банка (0,5 млрд евро) и ЕБРР.

Что касается экономической составляющей переноса запуска рынка, то за каждый год отсрочки страна недополучит 6,5 млрд долларов ВВП, 1 млрд долларов доходов госбюджета, 3,2 млрд долларов капитальных инвестиций.  

Несложно подсчитать, во сколько обойдутся инициативы авторов законопроектов о переносе рынка. По ВВП: отсрочка на 3 месяца — это недополученный ВВП на 1,6 млрд долларов, на 9 месяцев — 4,9 млрд долларов. По госбюджету: отсрочка на 3 месяца — недополучение доходов бюджета на 0,25 млрд долларов, на 9 месяцев — 0,75 млрд долларов. Генерирующие компании (в первую очередь "Энергоатом" и "Укргидроэнерго") недополучат инвестиционный ресурс в размере 2,5 млрд долларов, а компании, занимающиеся дистрибуцией электроэнергии — в размере 0,5 млрд долларов.  

Ищи, кому выгодно

Инициатива отложить запуск рынка электроэнергии не случайно возникла именно сейчас, когда на Банковую вместе с новым президентом зашла новая команда, а в страну стали возвращаться опальные олигархи и люди из их окружения. У Игоря Коломойского есть особый интерес к сфере электроэнергетики. Он владелец ферросплавных заводов, в себестоимости продукции которых расходы на электроэнергию составляют 40-50%, и для поддержания высокой рентабельности низкая цена электроэнергии — ключевой фактор. Отсрочка реформы рынка электроэнергии ему как нельзя кстати. 

Коломойского более чем устраивает нынешний статус-кво, с перспективой устанавливать тарифы в "ручном режиме" через влияние на членов НКРЭКУ, состав которой можно изрядно перетряхнуть в случае, если комиссия окажет сопротивление. Да и успешный опыт выбивания индивидуальных спецтарифов для ферросплавных предприятий у него имеется — заключенный в 2012 году Меморандум с правительством позволил Коломойскому несколько лет получать электроэнергию для своих предприятий по льготной цене.

В случае восстановления практики ручного регулирования, заниженные тарифы для ферросплавных предприятий придется компенсировать за счет увеличения тарифов для предприятий других отраслей промышленности. Ферросплавные заводы — очень крупные потребители электроэнергии. Например, на Запорожский завод ферросплавов приходится половина потребления электроэнергии всей Запорожской области. Никопольский завод ферросплавов потребляет электроэнергии больше, чем Ивано-Франковская и Тернопольская области вместе взятые. Да и для населения тарифы, скорее всего, вырастут.  

Срыв реформы энергорынка, равно как и непрекращающиеся маневры вокруг возвращения контроля над Приватбанком, неизбежно приведут к прекращению сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями. В этом году Украине необходимо погасить внешнего госдолга на 5,3 млрд долларов, в 2020 году — 6,7 млрд долларов. Без кредитов МВФ, Мирового банка и макрофинансовой помощи ЕС Украину ждет дефолт по внешнему госдолгу, который приведет к существенной девальвации национальной валюты. 

Впрочем, этому тоже есть рациональное объяснение — торпедируя энергорынок и провоцируя международные финансовые институты на открытый конфликт, Игорь Коломойский, как это ни парадоксально, преследует вполне понятные выгоды. Большую часть ферросплавов его заводы продают на экспорт, получая валютную выручку. В свою очередь, ослабление нацвалюты ведет к увеличению гривневого эквивалента экспортной выручки его энергоемких предприятий. 

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...