Самая сложная задача проекта по безопасности на дороге — изменить ментальность

Инициаторы программы "Умоляю, живи! Безопасность на дороге" — совместного социального проекта Европейского банка реконструкции и развития и сети АЗК "ОККО" ("Концерн Галнафтогаз") — рассказали о том, как складывается партнерство, каких результатов хотят достичь и с помощью каких инструментов

Ежегодно в Украине в дорожных авариях гибнет около 5 тыс. человек, то есть более 13 человек на сто тысяч жителей. Это один из самых высоких показателей смертности в Европе. Ситуацию можно изменить к лучшему, если изменить поведение участников дорожного движения, считают инициаторы проекта "Умоляю, живи! Безопасность на дороге".

Это совместный социальный проект Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и сети АЗК "ОККО" ("Концерн Галнафтогаз"). Он стартовал в конце 2014 г. на международной автомобильной трассе М-05 (Киев — Одесса), входящей в тройку самых опасных в стране по количеству ДТП.

Почему ЕБРР решил заняться такой проблемой, как безопасность на дорогах, что вас к этому подтолкнуло?

Антон Усов, ЕБРР: Более десяти лет назад мы начали инвестировать в реконструкцию дорог в направлении Киев — Чоп (сумма инвестиций ЕБРР составила 825 млн грн — Delo.UA). Сначала финансировали самостоятельно, потом присоединился Европейский инвестиционный банк. При реализации таких проектов мы постоянно сотрудничали с местными общинами, неправительственными организациями. И в процессе диалога обнаружили очень интересную вещь.

Мы обращали внимание на финансово-коммерческую часть проекта: лучше дорога — значит, больше поток автомобилей, увеличивается трафик, возникают новые рабочие места — всем хорошо. Но проявилась и обратная сторона медали: создавая новую дорожную инфраструктуру, мы увеличиваем скорость движения. А это автоматически ведет к увеличению опасности для людей, которые проживают рядом с трассой. Люди привыкли, что могут перебежать через дорогу, а после реконструкции оказалось — уже не могут. Потому что раньше машина ехала по ямам со скоростью 40 км в час, а сейчас она мчится на все 200 км/ч.

А кто обратил на это внимание?

Антон Усов, ЕБРР: Поселковые советы. Мол, дорогу вы построили, а как насчет переходов, отбойников, шумопоглощающих заграждений и так далее. Проведя консультации с общественностью, мы накопили целый пласт вопросов, которые касаются не только трассы Киев — Чоп, но и всех остальных дорог.

В прошлом году начали своими силами что-то делать, но поняли, что без привлечения мощного игрока, который работает в этой среде, ничего не добьемся.

Почему решили предложить партнерство в проекте "Галнафтогазу"?

Антон Усов, ЕБРР: Обратились к компании, о которой ее владелец Виталий Антонов образно говорит: "Кто возле дороги живет, тот возле нее и кормится". А значит, лучше знает эту проблематику.

А "Галнафтогазу" почему оказалась интересной тема безопасности на дорогах?

Ольга Вельгус, "Концерн Галнафтогаз": Мы как сеть автозаправочных комплексов напрямую заинтересованы в хорошем качестве дорог в стране. Ведь чем лучше качество покрытия, тем больше автомобилей, чем больше автомобилей, тем больше у нас клиентов. В этом и заключается прагматичный подход, о котором вы говорите.

Но есть и другая составляющая. Наши сотрудники (а их сегодня более 10 тысяч) и наши клиенты (водители и их пассажиры) — все они участники дорожного движения и пересекаются у нас на автозаправочных комплексах. А значит, наши заправки — отличные информационные пункты для такого проекта. И если имея такой ресурс, мы можем сделать что-то полезное для общества, причем на системном уровне, комплексно, то готовы это делать.

Наша компания постепенно подходит к разработке стратегии устойчивого развития. Мы проанализировали все проекты в этой сфере и определились с четырьмя ключевыми направлениями, на которых сосредоточим свою деятельность в дальнейшем. Безопасность, как раз, одно из них. Так что обращение к нам ЕБРР с предложением присоединиться к проекту, связанному с безопасностью на дорогах, оказалось актуальным.

О синергии, что дают партнерские проекты, говорят много, но на деле корпоративный сектор в Украине редко объединяется для решения какой-либо социальной проблемы. Что вам дает партнерство? Как распределили зоны ответственности?

Ольга Вельгус, "Концерн Галнафтогаз": Наше партнерство сложилось в таком ключе: ЕБРР первым увидел проблему, он знает ее уязвимые места. А у нас есть экспертиза и возможности с точки зрения коммуникаций. Так что в этом проекте у нас с ЕБРР получился отличный симбиоз. И еще у нас есть третий — креативный — партнер: рекламное агентство PROVID. Это они создали "умоляшек", ставших главными героями нашей кампании.

Антон Усов, ЕБРР: На самом деле, у нас давняя история отношений с сетью "ОККО". Я их помню еще как маленький бизнес, который пришел к нам в 2001 году и попросил небольшие деньги на развитие нескольких заправок в Западном регионе.

Сейчас мы — акционеры и кредиторы компании, у нас большие совместные проекты в бизнесе. Для Украины это во многом очень показательный пример того, как порядочные отношения и прозрачная структура могут развить компанию и вывести ее на совершенно другой уровень. У компании очень серьезные акционеры, она одной из первых в Украине создала и внедрила кодекс корпоративного управления.

Со старта проекта прошло более двух месяцев — что успели сделать?

Ольга Вельгус, "Концерн Галнафтогаз": В рамках этого проекта мы сконцентрировали внимание на трассе Киев — Одесса и работаем с людьми, живущими в населенных пунктах, расположенных вдоль этой трассы.

Для детей в сельских школах проводим интерактивные занятия, рассказываем, как правильно переходить дорогу, как себя вести в темное время суток. А в крупных городах проводим "круглые столы", основная цель которых — привлечь внимание местных стейкхолдеров к проблеме и вовлечь их в проект.

Как правило, к диалогу мы приглашаем представителей местных властей, СМИ, отделов образования, ГАИ и т.д. "Круглые столы" прошли уже в Белой Церкви, в Умани, на очереди Одесса.

Мы построили кампанию вокруг трех наиболее частых причин ДТП: видимость на дороге, вождение в нетрезвом состоянии и нарушение правил дорожного движения. Готовы информационные буклеты и наборы, которые содержат светоотражающие жилеты, браслеты, брелоки, наклейки на одежду.

Такой набор мы дарим каждому ребенку в классе, где совместно с педагогами проводим специальные уроки. Такой же набор получат учителя, сотрудники наших АЗК на трассе М-05 и все участники "круглых столов".

Люди могут такие жилеты, брелоки, браслеты купить?

Ольга Вельгус, "Концерн Галнафтогаз": Большую часть мы раздаем бесплатно в селах и городах по трассе, прежде всего школьникам. Но и на всех АЗК "ОККО" вдоль М-05 обустроены специальные "полочки безопасности", где многие из перечисленных товаров представлены, и любой желающий может их приобрести.

После каждого "круглого стола" к нам обращаются представители ГАИ, Минобразования за дополнительными наборами светоотражающих материалов, и мы в меру своих возможностей стараемся поддержать всех.

Кто в городах и поселках вас активно поддерживает, а с кем сложно найти контакт?

Ольга Вельгус, "Концерн Галнафтогаз": На местах очень охотно идут на контакт, помогают. Например, в Белой Церкви представители местной власти обещали предоставить бесплатно бигборды, а представители ГАИ готовы распространять материалы в школах и садиках.


А с реакцией "лучше постройте нам дороги", не сталкивались? Спрашиваю, потому что с подобной реакцией сталкивался, например, фонд "АнтиСПИД", проводящий информационные компании среди молодежи о предотвращении инфицирования ВИЧ...

Антон Усов, ЕБРР: Строительство дороги — это очень дорогая вещь, колоссальное капиталовложение. Украина сейчас вряд ли себе может позволить масштабную реконструкцию дорог, не говоря уже о строительстве новых. В то же время нельзя ждать, пока у нас появится прекрасная инфраструктура, как на Западе.

Такое количество пострадавших в ДТП, как у нас, не имеет ничего общего со здравым смыслом. И с этим нужно что-то делать немедленно.

Уже отмечалось выше, что на дорогах Украины каждый год погибает 13,5 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения, в Швеции такой показатель составляет 3 человека на 100 тысяч, в Германии — 4,7, во Франции — 6,1.

Мы будем продолжать финансировать строительство дорог, но наряду с этим нужно заниматься и изменением поведения людей на дорогах. У нас вот есть рядом с офисом перекресток, где аварии происходят практически каждый день. Почему они происходят? Не потому что светофоры не работают, а потому что водители и пешеходы не соблюдают правила.

Ольга Вельгус, "Концерн Галнафтогаз": Вы спрашивали, встречались ли мы со скепсисом к социальным проектам со стороны людей. Да, встречались. Думаю, одна из причин такой реакции — недостаток информации, и, соответственно, слабое понимание такой сложной темы как социальная ответственность. А вторая — действительно, люди видели негативные примеры — у многих компаний в Украине все еще специфический подход к реализации социальных проектов.

Антон Усов, ЕБРР: То есть люди видели тех, кто действует по принципу "мы украли 50 млрд кубометров газа, но мы детям-сиротам купим билет на концерт поп-звезды". Зная о таких случаях, они начинают переносить свое недоверие на все социальные инициативы бизнеса.

Функция ЕБРР — обеспечить беспристрастное, честное отношение к делу. Мы финансируем строительство дорог, они появляются, есть доказательства, что это не фантастика. Думаю, и охваченные проектом "Умоляю, живи!" люди скоро смогут ощутить реальные результаты.

Как будете оценивать эффективность и результативность проекта?

Антон Усов, ЕБРР: Будем смотреть результаты статистики ДТП. Позитивные изменения должны быть уже летом. В прошлом году, например, уровень таких происшествий в районе Белой Церкви увеличился почти в два раза, по сравнению с 2013-м. Так что ближайшая задача — хотя бы вернуться на прежний уровень.

Ольга Вельгус, "Концерн Галнафтогаз": Разработали специальные анкеты-опросники практически для каждого участника проекта. Хорошо зарекомендовал себя Facebook — и как канал коммуникации с нашими целевыми аудиториями, и как инструмент обратной связи. Кроме того, у нас есть мощный инструмент — программа лояльности Fishka, имеющая около трех миллионов активных пользователей — постоянных клиентов сети "ОККО". Будем активно использовать и этот инструмент. Ну и, конечно, традиционный мониторинг информационного пространства никто не отменял.