Самолеты Ту-134 будут сняты с парков авиакомпаний России

Причина такого решения заключается в дороговизне оснащения самолетов системой предупреждения столкновений с землей и столкновений в воздухе, без которой дальнейшая эксплуатация воздушного судна невозможна

По оценке заместителя министра транспорта Валерия Окулова, стоимость оборудования и его установки составляет примерно 200 тыс. долларов, что совпадает с остаточной стоимостью самолета.

Приказ об оснащении самолетов этим оборудованием был издан в 2009 году. По словам чиновника, большая часть Ту-134 покинут небо России уже к 2012 году, общее же количество лайнеров этого типа, участвующих в нерегулярных рейсах, будет составлять всего 15-20 единиц. Г-н Окулов также добавил, что лайнеры в парках будут замещаться самолетами Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148 и дефицита лайнеров у авиакомпаний не возникнет.

По мнению экспертов Центра экономического анализа "РИА-Аналитика", в ближайшее время не стоит ожидать полного отказа российских авиакомпаний от самолетов Ту-134.

Причина этого проста: цена вопроса замены авиапарка. Для крупнейших авиакомпаний России (эксплуатируют около 50 Ту-134), исходя из ориентировочной стоимости предполагаемых на замену Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148, объем требуемых затрат, в зависимости от модификаций самолетов, составляет 1,2-1,5 млрд долларов. Правда, примерно половину из них придется осуществить крупнейшему эксплуатанту Ту-134 "ЮТэйр-экспресс". В целом это достаточно существенная сумма в сравнении с затратами на доработку всего парка ТУ-134 - около 10 млн. долларов.

Очевидно, что крупнейшие владельцы Ту-134 в большинстве не смогут до конца 2011 года сгенерировать денежные потоки для замены судов, да и рынок не готов пока предложить такой объем. Остается три варианта. Это может быть переоборудование судов, что достаточно "жестоко" по отношению к ветеранам российского авиапрома - все-таки им в основной своей массе пора на покой. Вероятно временное смягчение требований к авиаперевозчикам, при условии, что они закажут российские самолеты на замену. Можно предположить, например, введение моратория на запреты полетов на время, пока наши авиапроизводители не смогут удовлетворить спрос. Наконец, наименее подходящий вариант - замена в парке российских авиаперевозчиков очень старых Ту-134 на несколько менее старые подержанные Boeing и Airbus.

В связи с этим в отношении запрета на полеты, по мнению экспертов "РИА-Аналитика", нужен баланс - не дать разориться авиаперевозчиками, повысить безопасность полетов и вместе с тем поддержать российских авиастроителей. Возможно, государство может оказать поддержку авиакомпаниями и простимулировать заказы Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148 в явной или неявной форме (например, через льготное кредитование, субсидирование или госгарантии). Это было бы достаточно позитивным вариантом как для авиапроизводителей, так и авиаперевозчиков.

За последнее время Ту-134 стал одним из наиболее печально известных самолетов. 20 июня 2011 года аэробус Ту-134 компании "Русэйр" потерпел крушение недалеко от Петрозаводска. В результате крушения произошло возгорание самолета, погибли 47 человек. Причины трагедии расследуются МАК. 26 марта 2009 года другой самолет этого типа был поврежден при попытке взлета во время снежной бури. 17 марта 2007 года в Самаре из-за ошибок диспетчеров и экипажа разбился еще один Ту-134. Кроме того, 10 июля 2006 года борт главкома ВМФ потерпел крушение из-за попадания птицы в турбину.
С 1966 года крушений Ту-134 насчитано около 30.