Сколько стоят ошибки в проектах "Зерновой столицы": правда о строительстве Neptune

Фото: Facebook Neptune
Фото: Facebook Neptune
Редакция Delo.ua получила доступ к уникальным документам, раскрывающим непубличные подробности строительства зернового терминала Neptune в порту "Пивденный"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Внутренние документы, составленные по итогам строительства терминала Neptune в Пивденном, описывают недостатки в работе генпроектировщика и поставщика оборудования — группы компаний "Зерновая столица". Число и серьезность дефектов так велики, что эта информация становится общественно важной.

Международные компании и крупные украинские холдинги внимательно анализируют качество работы подрядчиков и поставщиков. Провалившись в ходе одного проекта, те могут быть занесены в "черный список" и лишиться возможности участия в любых будущих проектах заказчика, либо его партнеров по рынку. Обладание точной информацией о силе и слабости подрядчиков является мощным конкурентным преимуществом, потому такие данные обычно не публикуются. Мы сломаем эту традицию, поскольку интересы рынка и стратегической отрасли Украины ставим выше ситуативной выгоды отдельных игроков. 

Редакция получила доступ к уникальным документам, раскрывающим непубличные подробности строительства зернового терминала Neptune в порту Пивденный. Напомним, совместный проект компании "М.В. Карго", связанной с Андреем Ставницером и Егором Гребенниковым, и американской корпорации Cargill при общей стоимости $150 миллионов стал крупнейшей иностранной инвестицией в истории транспортной отрасли Украины. 

Как стало теперь известно, даже мощное финансирование не смогло обезопасить ход строительства терминала от кризисов. Ошибки генерального проектировщика наземной части и поставщика части оборудования — группы компаний "Зерновая столица" — привели к убыткам, которые можно оценить в сотни миллионов гривен, и срыву сроков запуска, из-за чего возникла угроза выхода американских партнеров из проекта.

Первая очередь терминала была запущена в июне 2018 года, следующий год шла работа в "тестовом режиме", и в сентябре 2019-го состоялось официальное открытие Neptune — такова официальная версия событий. Однако инсайдерская информация показывает, что 14 месяцев "тестового режима" на самом деле были незапланированной задержкой. Это время понадобилось для устранения многочисленных дефектов, заложенных в проект  "Зерновой столицы". Не все ошибки получилось исправить даже до сих пор, поскольку для них необходимы существенные ограничения в работе Терминала, либо даже его остановка. По этой причине команда Нептун, по нашей информации, была вынуждена разработать ряд дорогостоящих компенсирующих мероприятий, которые позволяют Терминалу продолжать надежно и безопасно работать.

ВНУТРЕННЯЯ ВЕДОМОСТЬ ОТКЛОНЕНИЙ ПО КАЧЕСТВУ

Код проекта: NEPTUNE

Объекты: ПС, РП, СРА, СРВ, БСЗ, галереи, лаборатория

Подрядчик: группа компаний "Зерновая Столица"

Дата обновления: 10.09.2020 

Дефект

Бюджет исправления

Нарушение сроков

Дополнительные риски

Длина свай под приямок Станции разгрузки вагонов и Г1 подобрана неверно из-за ошибочного расчета

несущей способности. 

1 млн грн

задержка сдачи СРВ — 6

месяцев 

Невозможность продолжать СМР. Риски надежности и долговечности. Устранено

Неправильный расчет

площадки под аспирацию СРВ. Проблема обнаружена после запуска Терминала и до сих пор не устранена.

1 млн грн

необходим простой 2-3 недели

Риск бесперебойности работы оборудования Терминала. Внедрены компенсирующие мероприятия. Устранение запланировано на март-апрель 2021 г.

Монтаж аспирационной системы внутри

завальной ямы СРВ. Раздел ТХ не увязан с разделом КЖ и КМ в части вытяжных труб.

100 тысяч грн

 

Невозможность эксплуатировать оборудование Терминала согласно технологической схемы. Устранено

Ошибка проектирования выхода из подвала СРВ в габарите приближения вагонов. Потребовались

изменения в железобетонных и металлоконструкциях.

200 тысяч грн

 

Вынужденно жесткие ограничения

передвижения персонала эксплуатационной команды. Устранено.

Из-за ошибок в проектной документации, невозможно использовать все ремонтные балки на пересыпных станциях Требуется перепроектирование,  демонтаж и монтаж

пяти из шести пересыпных станций.

неизвестный

необходима полная коммерческая остановка терминала на 1 неделю

Затруднены или невозможны ремонтные работы. Внедрены компенсирующие мероприятия до устранения отклонения. Устранение запланировано на 2021 г.

Некорректно спроектированы обслуживающие площадки   вокруг приводов конвейеров К-17, К-18,К-33, из-за чего не было возможности обслуживать

оборудование на высотах 48-52 м.

300 тысяч грн

задержка запуска складов Д3, Д4 на 1 месяц, смещение даты ввода в эксплуатацию Терминала.

Устранено.

Отсутствие вертикальных опусков по 3 пересыпным

станциям для кабельных сетей (металлоконструкций)

600 тысяч грн

задержка — 1 месяц

Невозможность производить монтажные работы.Устранено.

Отсутствие переходов с кабельных галерей на РП/ТП и Лабораторию.

1 млн грн

задержка — 1 месяц

Невозможность производить монтажные работы.Устранено.

Ошибка в высотных отметках проекта пересыпной станции 6. Потребовался полный демонтаж.

1 млн грн

простой станции — 3 месяца, нарушение работы технологической схемы Терминала

Невозможность эксплуатировать оборудование Терминала согласно технологической схемы. Устранено.

Примыкание галереи Г.11 к ПС2 и БСЗ: не были увязаны разделы ТХ и КМ, в результате чего конвейерная галерея

уперлась в колонну пересыпной станции.

1,5 млн грн

задержка ввода в эксплуатацию — 4 месяца

Репутационные потери при строительстве. Невозможность эксплуатировать оборудование Терминала согласно технологической схемы. Устранено.

Ошибка проектирования сепаратора Блока сушки зерна вынудила полностью переделывать 

металлоконструкции.

500 тыс. грн

задержка с вводом в эксплуатацию БСЗ — 3 месяца

Репутационные потери при строительстве. Невозможность эксплуатировать оборудование Терминала согласно технологической схемы. Устранено.

Силовое питание для магнитов сепаратора

не было запроектировано.

500 тыс. грн

задержка — 1 месяц

Репутационные потери при строительстве. Невозможность эксплуатировать оборудование Терминала согласно технологической схемы. Устранено.

Распределительная подстанция №3 ошибочно

запроектирована на сетях Одесского припортового завода.

500 тыс. грн

задержка ввода в эксплуатацию БСЗ— 6 месяцев 

Юридические и репутационные риски. Устранено.

На Станцию разгрузки автомобилей поставлены ненадежные авторазгрузчики. Из-за частых неисправностей, возникла угроза срыва коммерческого сезона 2019. 

Авторазгрузчики признаны несоответствующими стандартам Cargill по надежности, и будут заменены в 2021 г.

17 млн грн

ограничение функциональности

Терминала длительностью 1 год

Репутационные потери при приемке Терминала. Низкая надежность оборудования. Компенсирующие мероприятия внедрены. Устраняется силами эксплуатационной команды до замены оборудования. 

Нежелание давать подсказки конкурентам, репутационные риски для Neptune, лояльное отношение к подрядчикам — мы не знаем причин, по которым "М.В. Карго" скрывало длинную серию ошибок в работе ГК "Зерновая столица". Со своей стороны, получив инсайдерские документы, редакция взвесила "за" и "против" раскрытия информации о недобросовестных подрядчиках и поставщиках. Согласно нашему общему мнению, это пойдет на пользу рынку. Призываем отраслевых игроков самостоятельно публиковать подобные сведения или делиться ими с журналистами.