Сможет ли Днепропетровский стрелочный завод "добраться" до результатов 2013 года

Один из крупнейших производителей стрелочных переводов в 2014 году планирует сохранить продажи на уровне минувшего года. Однако успех этой "затеи" зависит от довольно непредсказуемых факторов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Ведущий в Украине производитель стрелочных переводов для магистральных железнодорожных путей ПАО "Днепропетровский стрелочный завод" (ДнСЗ), который СМИ связывают с группой "Приват" Игоря Коломойского, обнародовал планы на 2014 год. Здесь рассчитывают даже в текущем году сохранить объем реализации на уровне 2013 года, и это выглядит многообещающе на фоне обострений отношений с Россией.

"Благоприятным результатом работы следует считать достижение объемов реализации 2013 года, учитывая трудности с финансовым состоянием покупателей", — говорится в финансовом отчете предприятия за 2013 год, обнародованном в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Какое "неизвестное" в производственном уравнении позволяет компании предполагать такие результаты?

Рентабельность vs реализация

ДнСЗ выпускает различные типы стрелочных переводов для магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов. Основная продукция завода — переводы для скоростных и высокоскоростных магистральных путей со скоростью прохождения пассажирских поездов до 200 км/час. Минувший год предприятие закончило с ощутимым понижением — чистая прибыль завода в 2013-м составила 41,74 млн грн ($3,68 млн по курсу НБУ на 29 апреля), что на 49,3% ниже, чем годом ранее, при этом чистый доход сократился на 51,17% до 298,26 млн грн (свыше $26,26 млн).

Аналитик Ogilchyn Capital Юрий Беженарь утверждает, что несмотря на сокращение прибыли, рентабельность предприятия возросла (с 13,5% до 14% — Ред.), что позволило увеличить нераспределенную прибыль до 570,5 млн грн (более $50,2 млн).

"Это означает, что ДнСЗ имеет значительные резервы для увеличения объемов реализации, например, уменьшение цены реализации продукции, разработка новых образцов продукции. Основной вопрос — это стратегия развития предприятия: будут ли собственники компании фокусироваться на сохранении или даже увеличении объемов реализации или сосредоточатся на сохранении высокой рентабельности, пусть даже ценой сокращения объемов реализации", — рассуждает Беженарь.

Вместе с тем аналитики видят и другой способ сохранения финансовой стабильности. Начальник отдела инвестиционного анализа Pro-Consulting Александр Ткачев напоминает — у ПАО есть большая дебиторская задолженность, которая по итогам 2013 года составила 182 млн грн (более $16 млн). "При ее даже частичном погашении в текущем году, можно ожидать улучшения финансового результата", — говорит Ткачев.

В текущем году на ДнСЗ намерены по крайней мере не ухудшить прошлогодние показатели, однако в отчете компании туманно оценивают поиски достижения поставленных целей. Основными путями сохранения достигнутых объемов продаж, согласно финансовому документу, является поиск заказов на литейную продукцию для дополнительной загрузки сталелитейного цеха, а также участие в тендерах железных дорог стран дальнего и ближнего зарубежья (Беларусь, Латвия, Литва, Грузия, Молдова, Сирия, Иран, Турция, РФ, Казахстан, Туркмения и др.) Вдобавок днепропетровский завод планирует расширение номенклатуры товаров. Но более подробно раскрыть планы Delo.UA о рынках других стран на предприятии не смогли.

Диктат финансов

В ДнСЗ говорят, что основной клиент предприятия — "Укрзализныця" (УЗ), куда в 2013 году осуществилось 17,6% отгрузок. Вместе с тем в компании называют своими потребителями закупочные организации и железные дороги других стран. "Доля поставок для промпредприятий в прошлом году составила 13,9%, при этом на экспорт поставлено 68,5% объема продаж", — говорится в отчете завода. Основные рынки сбыта — железные дороги, промпредприятия, имеющие внутризаводские пути, метрополитены стран СНГ и Балтии. И если вышеперечисленные рынка можно назвать стабильными, то остается вопрос — сможет ли "Укрзализныця" как основной потребитель обеспечить предприятие загрузкой на уровне прошлого года.

По данным Ткачева, железнодорожный монополист запланировал реконструкцию стрелочных переходов в текущем году на 135 млн грн ($11,89 млн; 155 штук). Для сравнения: в 2013 году было заменено 128 переводов. "Учитывая этот фактор, можно ожидать положительных результатов по финансовым операциям. Также здесь необходимо учитывать, что "Укрзализныця" ежегодно закупает и устанавливает новые стрелочные переводы, что является еще одной статьей доходов ДнСЗ. Риском в выполнении планов на 2014 год может стать недофинансирование работ", — говорит эксперт Pro-Consulting.

По данным УЗ, в текущем году финансирование работ по модернизации путей за счет собственных средств "Укрзализныци" составит лишь около трети необходимого объема. В ведомстве отмечают, что в обновление полотна (в том числе с заменой рельсов на удлиненные плети) в текущем году планируется вложить 1,2 млрд грн ($105,66 млн), в капитальный ремонт — еще 542 млн грн ($47,7 млн), в замену стрелочных переводов — 135,3 млн грн (около $12 млн). В то же время, по оценке УЗ, годовое финансирование колейного хозяйства требуется в объеме в 3,5 раза большем — на уровне 6,8 млрд гривен (немного менее $0,6 млрд).

Вместе с тем в 2012 году доход днепропетровского завода от отечественных покупателей составил 62,6% от общего дохода, однако в 2013 году этот процент упал вдвое — до 32,3% (включая 18% от УЗ — Ред.). По словам Беженаря, изменение удельного веса продукции, проданной УЗ, будет зависеть от состояния экономических отношений Украины с Российской Федерацией.

"В случае ухудшения таких отношений доходы ДнСЗ от зарубежных покупателей (значительную часть которых составляют компании РФ) уменьшатся, что приведет к увеличению процента "Укрзализныце", — считает эксперт. В случае же потепления отношений между двумя странами может сохраниться тенденция падения удельного веса отечественных покупателей, в том числе и отечественного железнодорожного монополиста.

Российский фактор

По оценкам Pro-Consulting, Россия обеспечила около 15% от общей выручки предприятия за минувший год. Но с учетом напряженных отношений с Россией, в текущем году эксперты частично соглашаются с планами предприятия и предполагают, что ДнСЗ будет переориентироваться на другие страны. Ткачев отмечает — говоря о поставках продукции в РФ, следует ориентироваться на поставки от 45 млн грн в год. Впрочем, по мнению эксперта, в 2014 году, при сложившихся политических и экономических рисках, завод вероятнее всего будет диверсифицировать поставки в другие страны — в первую очередь в Беларусь, Казахстан, Молдова.

Что касается результатов 2014 года, то эксперты расходятся во мнении, что ПАО по силам закончить год положительным результатом — все зависит от того, какую стратегию выберет предприятие. И если аналитик Pro-Consulting уверен, что заводу удастся закончить год с положительным результатом благодаря сочетанию факторов доходности и дебиторской задолженности, то Юрий Беженарь предполагает, что ДнСЗ все же сконцентрируется на сохранении высокой прибыльности предприятия, не делая ставку на высокие объемы производства. Эксперт высказал мнение, что объемы реализации продукции завода в 2014 году будут на порядок меньшими, нежели годом ранее, что повлечет падение производства на 10%.

Несмотря на планы, "Днепропетровский стрелочный завод" все еще остается зависимым от внешних факторов. И нехватка финансирования "Укрзализницы", и снижение спроса со стороны РФ — те самые ключевые "неизвестные" в финансовом уравнении предприятия. И, исходя из событий последнего времени, выполнение планов завода зависит от самых непостоянных в текущем времени факторов.