Станет ли "Укрнафта" независимой сетью АЗС?

События в "Укрнафте" могут изменить расстановку сил на рынке розничных продаж светлых нефтепродуктов. Компания владеет одной из крупнейших сетей АЗС, которая входит в сферу влияния группы "Приват", но имеет шансы стать самостоятельным игроком

Бизнес-группа "Приват" контролирует крупнейшую в Украине сеть АЗС, принадлежащих различным юридическим лицам, в том числе ПАО "Укрнафта". В чем проявляется этот контроль? Среди видимых признаков — единая система безналичной продажи топлива, а также основной поставщик бензина и ДТ — Кременчугский НПЗ "Укртатнафта", который входит в сферу влияния "Привата". Безналичная оплата осуществляется посредством скретч-карт (талонов) и топливных карт "Авиас", которые принимали более чем 1600 АЗС по всей Украине (с учетом Крыма и Донбасса), в том числе 563 — "Укрнафта". При этом некоторые эксперты нефтерынка утверждают, что сеть АЗС, подконтрольная "Привату", гораздо шире — в нее входит почти 1850 АЗС.

На сайте "Авиаса" сказано, что топливная карта — это совместный проект ООО ПТФ "Авиас" и КБ "Приватбанк". На запрос Delo.ua в банке уточнили, что их участие ограничивалось технологической ролью: "Мы помогали создать технологию выпуска и оборота карт". Сейчас он является одним из каналов оплаты топлива: на АЗС могут быть установлены терминалы банка, карту можно пополнить в отделениях и т.д.

Несмотря на то, что видимых связей между разрозненными сетями практически нет, их деятельность хорошо синхронизирована. "Все АЗС, в том числе "Укрнафта", управляются из единого центра, который расположен отнюдь не в Несторовском переулке (ред. — адрес ПАО "Укрнафта"). На каком-то этапе эти АЗС работали по договору комиссии — с фиксированной прибылью. Сейчас схема взаимодействия могла измениться", — рассказал один из экспертов нефтерынка.

"Укрнафта" и другие энергетические активы днепропетровской бизнес-группы гармонично дополняют друг друга. Компания добывает нефть, однако ее транспортировка и переработка производится другими юридическими лицами. Готовые нефтепродукты транзитом через несколько десятков нефтебаз поставляются на АЗС, которые находятся во владении или под контролем "Привата". В том числе часть нефтепродуктов возвращается в "Укрнафту". Такая схема работы дает возможность манипулирования финансовыми потоками на каждом из этапов передачи ресурса.

Сейчас государство занимается вопросом вывода активов, в которых у него есть контрольный пакет акций, из сферы влияния менеджмента и бенефициаров "Привата". Ожидается появление нового менеджмента, который в том числе может скорректировать стратегию деятельности "Укрнафты" на розничном рынке, превратив ее в независимого игрока.

563 АЗС, принадлежащих компании, позволят ей стать вторым после "Привата" участником рынка по количеству станций и пятым-шестым по объемам продаж. У ближайших конкурентов — WOG и ОККО — около 500 и 420 автозаправочных комплексов, соответственно. "При наличии правильного менеджмента, который будет в большей степени блюсти интерес государства, а не только частных акционеров, как было до этого времени, лично я не вижу никаких проблем с обособленной работой сети АЗС "Укрнафта", — говорит Леонид Косянчук, президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины".

Похожую оценку дает и Сергей Куюн, директор консалтингового агентства "А-95": "Работать самостоятельно эта сеть не только может, но и должна, так как поставка топлива для нее по завышенным ценам была одним из элементов выведения денег из компании". Эксперт отмечает, что в официальных документах "Укрнафта" открыто называла розничную и оптовую торговлю нефтепродуктами убыточной, хотя в этом сегменте рынка успешно работает большое количество компаний.

Что кроме нежелания менеджмента может помешать "Укрнафте" стать самостоятельным игроком в рознице? Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO, обращает внимание на следующий факт: "Розничные продажи на АЗС осуществляет "Укрнафта". А вот поставку бензина и ДТ осуществляют частные компании "Привата", которые покупают топливо в Кременчуге или по импорту". Госкомпания также пользуется услугами частников по логистике и хранению нефтепродуктов и не имеет опыта самостоятельного импорта топлива. "Начать самостоятельно маркетинг топлив можно, но нужно понимать источники поставок, логистику и финансирование. Достаточно арендовать нефтебазы и начать импортировать топливо, или покупать на внутреннем рынке", — говорит Александр Сиренко.

Автомобилисты знают, что "Укранфта", "Авиас", "ANP", "Сентоза" и ряд других сетей АЗС, ассоциируемых с "Приватом", реализуют относительно недорогое топливо. Все благодаря тому, что это отечественный ресурс, произведенный на Кременчугском НПЗ "Укртатнафта". Уйдя из-под контроля "Привата", "Укрнафта" рискует остаться без недорогого бензина и ДТ. При этом сомнительно, что она сможет конкурировать с WOG, ОККО, ТНК-Украина, SOCAR и другими сетями, приучившими своих клиентов к качественному сервису и широкому перечню дополнительных услуг. Почти все точки "Укрнафты" — это стандартные АЗС, на большинстве которых нет даже заправщиков, не говоря о мини-маркетах или ресторанах.

С большой степенью вероятности даже новому менеджменту компании придется сохранять взаимодействие с "Приватом", так как инвестиции в создание системы снабжения и развитие дистрибуции на данном этапе могут оказаться неподъемным грузом.

Есть еще вариант продажи сети стороннему инвестору. Но решится ли кто-то вкладывать свои ресурсы в Украину?