Топ-10 крупнейших экспортеров подсолнечного масла из Украины

По итогам семи месяцев 2013/2014 маркетингового года Украина экспортировала более 2 млн тонн подсолнечного масла. Крупнейшим экспортером масла традиционно стал агрохолдинг "Кернел"

Текущей год может стать рекордным по объему экспорта подсолнечного масла из Украины. По данным портала agrochart.com, по итогам семи месяцев 2013/2014 маркетингового года (сентябрь-март) Украина поставила на внешние рынки 2,05 млн тонн подсолнечного масла, что на 126 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Хороший урожай подсолнечника дает возможность спрогнозировать, что в этом году производители подсолнечного масла смогут побить рекордные показатели 2011/2012 маркетингового года, когда на экспорт было отправлено 3,064 млн тонн масла.

"Сейчас на рынке в свободном доступе находится более 3 млн тонн подсолнечника, что существенно больше, чем в прошлом году на ту же дату. Проблем с сырьем у производителей нет", — говорит Максим Березкин, глава наблюдательного совета группы компаний "Креатив". Напомним, в прошлом году из-за плохого урожая производители столкнулись с нехваткой сырья, часть компаний переориентировались на переработку сои.

Крупнейшими потребители украинского подсолнечного масла в текущем сезоне являются Индия (782 тыс. тонн), Китай (322 тыс. тонн), Египет (198 тыс. тонн), Иран (91 тыс. тонн) и Испания (90 тыс. тонн).

Индия является крупнейшим потребителем украинского подсолнечного масла уже длительное время. Совсем другое дело Китай, для которого традиционным скорее является потребление соевого, рапсового или пальмового масла, но не подсолнечного. Еще четыре года назад (2010/2011 маркетинговый год) Украина поставляла в Китай всего 11 тыс. тонн масла.

За семь месяцев 2013/2014 маркетингового года, Украина поставила в страны ЕС чуть меньше 12% всего масла. На данный момент по отношению к украинскому подсолнечному маслу в ЕС действует 2% ввозная пошлина.

По мнению Максима Березкина, отмена ввозных пошлин до 1 ноября 2014 года, которое анонсирует ЕС, позитивно скажется на украинских производителях, однако это не приведет к заметному перераспределению рынков сбыта.

"Крупнейшими потребителями украинского масла все равно останутся Азия, Ближний Восток и Северная Африка", — констатирует Максим Березкин.

По данным agrochart.com, больше всего за указанный период поставил на внешние рынки масла аграрный холдинг "Кернел" Андрея Веревского — чуть более 20%. Далее следует "Каргилл" — 12% и группа компаний "Креатив" — 11,5%.

В пятерку крупнейших экспортеров также вошли винницкая группа компаний "Виоил" и крупнейший производитель курятины, агрохолдинг "Мироновский хлебопродукт" (МХП) Юрия Косюка.

По словам Юрия Давыдова, главы правления группы "Креатив", рынок подсолнечного масла в Украине уже достиг своего баланса (11,5 млн тонн перерабатывающие мощности и порядка 11 млн тонн годовой урожай подсолнечника), а значит, ожидать строительства новых МЭЗов в ближайшее время не стоит. "Порог входа в отрасли по сравнению с 3-5 летним периодом существенно возрос. Сейчас покупка готового бизнеса может быть даже выгоднее, чем строительство "с нуля" собственных перерабатывающих мощностей", — считает Юрий Давыдов.

Как сообщалось ранее, практически все подсолнечное масло, которое производят украинские МЭЗы, идет на экспорт — порядка 90%.