Топ-200 агрокомпаний: крупнейшие производители мясной продукции

Несмотря на падение спроса со стороны населения, производство мяса в Украине увеличивается. Производители надеются на рост экспорта
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Мясо дорожает во всем мире. Согласно подсчетам FAO (Food and Agriculture Organization), рост цен по сравнению с прошлым годом составил 14%. Одна из основных причин — высокий спрос со стороны азиатских стран.

Для Украины рост спроса в Азии — хороший знак. "Мы могли бы продавать свою продукцию и в страны СНГ, и в Китай, где спрос большой, и в другие азиатские страны", — говорит глава Ассоциации свиноводов Артур Лоза. Он уверен, что активное увеличение экспорта сдерживает нехватка мяса на внутреннем рынке. Но производство растет. Уже в этом году в Украине открыто несколько крупных свиноводческих комплексов, и в ближайшие два года Ассоциация ожидает появление пары десятков новых.

Если свиноводы пока что больше интересуются внутренним рынком, то производители курятины осваивают внешние, в том числе и европейский, доступ к которому они получили в прошлом году.

Все больше и больше

Несмотря на непростую ситуацию в государстве, производители мяса увеличивают его объемы. За первые семь месяцев года, по данным Госстата, на забой было реализовано на 6,2% скота и птицы больше, чем в прошлом году — 1,8 млн тонн в живом весе. Минагропрод прогнозирует по итогам года рост внутреннего производства на 2,4 млн тонн.

Для свиноводства несколько последних лет остается актуальным тренд сокращения поголовья в индивидуальных хозяйствах и рост его в крупных сельскохозяйственных предприятиях. Интерес к производству свинины начали проявлять даже те компании, которые ранее были далеки от этого сегмента.

Кроме того, свиноводы начали активно работать над ростом производительности. В Украине средний показатель — 15 поросят на одну свиноматку, притом, что в лучших хозяйствах он может доходить и до 25-30.

Значительная часть свинины в живом весе производится в компаниях, ориентированных на вертикальную интеграцию, а соответственно, имеющих возможность вкладывать средства в развитие технологий и модернизацию комплексов. Среди таковых, например, "АПК-Инвест", "Глобино", "ВК и К", "Идекс".

Растет и производство курятины. Основным драйвером, как и в прошлые годы, остается "Мироновский хлебопродукт". На протяжении первого полугодия 2014 года агрохолдинг увеличил продажи куриного мяса на 23% — до 252 тыс. тонн.

По итогам 2014 года, прогнозирует глава Ассоциации птицеводов Александр Бакуменко, украинские предприятия увеличат объемы производства почти на 11% — до 1,33 млн. тонн.

Несмотря на военные действия, компании не боятся инвестировать в отрасль. Немного с задержкой, но инвестиционные планы реализуются. Так, например, компания "Галичина-Захид" заявила, что осенью этого года инвестирует 10 млн. евро в строительство свинокомплекса на 50 тыс. голов. Основатель компании "Нива Переяславщины" заявил, что планирует стать крупнейшим свиноводом страны, нарастив поголовье со 101 тыс. до 600 тыс. голов в ближайшие годы.

Намерена реализовать крупный инвестпроект в животноводстве и китайско-украинская компания "Фанда". Проект предусматривает строительство на территории Корюковского района комплекса по разведению крупного рогатого скота для производства мясо-молочной продукции. В будущих планах компании — расширение и развитие свинокомплекса и восстановления тепличного хозяйства.

Цены в рост

В начале года ситуация в свиноводстве казалась угрожающей — из-за роста цен на зерновые себестоимость производства мяса выросла. "Я общаюсь с фермерами — многие уже сократили рабочие недели до трех-четырех дней, чтобы не закрыться и сохранить коллектив... Все на грани выживаемости", — сетовал весной руководитель животноводческого департамента компании "Агро-Овен" Юрий Момот.

Дальнейшая резкая девальвация гривни сделала производство свинины в Украине более выгодным, ведь с учетом стоимости импорта украинское мясо становится более привлекательным в ценовом смысле. По результатам семи месяцев 2014 года импорт свинины составил 20,5 тыс. тонн, а это в четыре раза меньше, чем за аналогичный период 2013-го. Общее предложение свинины на украинском рынке сократилась на 5-6% по сравнению с прошлогодними показателями.

Удорожание импорта дало возможность поднять цены внутренним производителям. Если еще в конце весны свиней продавали по 21-23 грн/кг, то в середине сентября, говорит Лоза, цена выросла до 30 грн/кг.

"После девальвации гривни я сомневаюсь, что кто-то в состоянии будет завезти мясо из Европы в Украину и продать его", — уверен президент ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Алекс Лисситса.

По его словам, рассчитывать в ближайшие два-три года на наплыв импортного мяса на наших прилавках не приходится: оно неконкурентоспособно по цене. Не компенсирует нехватку мяса и Бразилия. После того, как Россия ввела продуктовое эмбарго, страна подняла закупочные цены на свое мясо и ориентируется в основном на российский рынок.

Искать рынки

Традиционно основными рынками сбыта для украинского мяса являлись страны СНГ, в первую очередь Россия. В этом году российский рынок для Украины закрылся.

Несмотря на дефицит предложения на внутреннем рынке, производители мяса ищут внешние рынки сбыта. В первую очередь речь идет о курятине. За первые семь месяцев 2014 года страна экспортировала мяса птицы на $130,2 млн. Больше всего курятины было реализовано на рынок Ирака, доход от продажи составил $36,7 млн.

Главные достижением украинских компаний на внешних рынках стал выход на рынок ЕС.

В июле 2013 года три предприятия МХП и одна фабрика "Комплекса "Агромарс" получили разрешение на экспорт продукции птицеводства в страны Евросоюза. Начиная с октября МХП стал экспортировать продукцию на европейский рынок и поставил порядка 500 тонн. Это было первое мясо из Украины, поставляемое в ЕС. "Экспорт мяса птицы в страны Евросоюза является своего рода испытанием для украинских производителей на соответствие уровня производства европейским стандартам качества, и в то же время экспорт в ЕС способствует диверсификации рынков сбыта и возникновению конкуренции с поставщиками аналогичной продукции из других стран Евросоюза", — заявили в пресс-службе МХП. По их мнению, западные рынки мяса птицы и продуктов его переработки имеют четкую структуру и прозрачность. Для новых игроков рынка, которые соответствуют его требованиям и могут не только идти в ногу со временем, но и опережая его, освоение рынков стран ЕС является перспективной, сложной, но выполнимой задачей.

Подписание соглашения об ассоциации с ЕС, даже отложенное на год, с одной стороны, заставило остальные компании начать готовиться к инспектированию продукции на получение разрешения на поставки в Европу. По словам Артура Лозы, кроме птицеводов, потенциально получить доступ на европейский рынок могут также крупные вертикально интегрированные свиноводческие хозяйства — "Глобино", "АПК-Инвест", "Нива Переяславщины".

Однако не столь важно, кто именно получит сертификат — сближение с ЕС поможет всем компаниям улучшить качество своей продукции. Евросоюз поможет Госветфитослужбе усовершенствовать систему контроля безопасности пищевых продуктов в Украине по принципу "от поля к столу". Еще в начале июля был открыт проект "Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине". В конце сентября представители Европейской комиссии обсудили основные направления деятельности и разработали четкий план работы на ближайшее время. "Проект ЕС, бюджет которого составляет 3 млн. евро, поможет гармонизировать соответствующее законодательство Украины с законодательством ЕС, а также создать и ввести правовой климат, который будет способствовать производству безопасных пищевых продуктов и улучшит экспортные возможности", — говорится в сообщении ведомства.