Топ-200 агрокомпаний: кто инвестирует в развитие морпортов

Более высокие урожаи стимулируют порты всерьез заняться модернизацией имеющихся мощностей и строительством новых. Однако из-за сложной экономической ситуации некоторые инвестиционные проекты были заморожены и перенесены на более поздние сроки

Последние несколько лет зерновой и масличный экспорт из Украины демонстрирует положительную динамику, а это означает, что услуги по перевалке зерна и масел через морские порты крайне востребованы.

Согласно оценкам Администрации морских портов (АМПУ), на данный момент морские порты Украины способны перевалить 42 млн тонн зерна в год (без учета портов оккупированного Крыма). По итогам 2014 года морпорты перевалили порядка 32,45 млн тонн (в 2013 году — 25,8 млн тонн).

О перспективах увеличения урожая зерновых в Украине говорят не один год, поэтому портовики еще с 2013-го начали активно обсуждать проекты кардинального обновления портовой инфраструктуры и увеличения мощностей по перевалке зерновых.

АМПУ в рамках долгосрочной стратегии развития морпортов на 25 лет реализовывает сразу несколько проектов по строительству перегрузочных комплексов для зерновых культур, растительных масел, шрота и мелассы в порту "Южный". В портах Одессы и Рени идет реконструкция погрузочного комплекса и строительство зерноперегрузочного комплекса. Также проводится модернизация зернового погрузочного комплекса в Николаеве.

В дальнейшем АМПУ планирует построить универсальные перегрузочные комплексы в Николаеве, Измаиле и Белгород-Днестровском, а также завершить вторую очередь зернового терминала в Херсоне и зерновой комплекс в специализированном порту "Октябрьск".

Успешные проекты

Не отстают от госучреждения и частные морпорты, стивидоры и зернотрейдеры. В частности, близится к завершению строительство самого перспективного зернового терминала с проектной мощностью 4,5 млн тонн в год компании "Бруклин-Киев" в Одесском порту. По словам начальника терминала Сергея Черникова, строительство комплекса, в которое уже инвестировано $76 млн, планируется завершить в 2016 году. Реализация проекта осуществляется за счет поддержки французского зернотрейдера Louis Dreyfus, который обеспечивает львиную долю загрузки порта, а также за счет средств ЕБРР.

И это не все инициативы "Бруклин-Киев". 8 октября 2015 года генеральный директор компании Юрий Губанков анонсировал намерение профинансировать строительство зернового терминала и реконструкцию причалов в Ильичевском морском порту. Как передает "ЦТС-Консалтинг", Губанков заявил, что обсудил с ЕБРР перспективы финансирования проекта по строительству зернокомплекса в тылу причалов №7-9. Он сообщил, что необходим общий объем инвестиций $200 млн, финансовая помощь от ЕБРР может составить половину стоимости проекта, еще 30-40% может обеспечить сама компания. Гендиректор "Бруклин-Киев" также подчеркнул, что разработка проекта и получение всех согласований может занять от полутора до двух лет, столько же времени займут строительные работы.

Активно использует обновленные мощности по перевалке зерна и частный морской порт "Ника-Тера" Дмитрия Фирташа. В 2014/2015 маркетинговом году порт обеспечил перевалку около 5-6% всего зернового экспорта. В 2014 году порт построил новый зерновой элеватор из 18 силосов вместимостью 170 тыс. тонн. В реализацию проекта инвестировано 347 млн грн. Также на терминале была построена зерновая лаборатория с автоматизированной системой забора проб зерна из автотранспорта. Вместимость зернохранилищ порта составляет 210 тыс. тонн. По итогам 2015 года зерновой терминал будет полностью оборудован для оказания услуг по доработке зерна (очистке и сушке), доставляемого автотранспортом. Также ведутся работы по развитию инфраструктуры зернового комплекса. В частности, строительство дополнительного железнодорожного парка. В планах — сооружение еще одного лабораторно-визеровочного комплекса и строительство новой автомобильной накопительной площадки на 200 автомобилей.

В Николаевском морпорту также кипит работа по модернизации и строительству новых перевалочных мощностей. В частности, компания "Нибулон" Алексея Вадатурского проводит модернизацию своего терминала, в рамках которой будет увеличен один из причалов до 222 м, что позволит принимать суда типа Handymax (40 тыс. — 50 тыс. DWT). Также планируется строительство дополнительных емкостей для хранения зерна, что позволит увеличить объем единовременного хранения с существующих 130 до 250 тыс. тонн. Сейчас годовая мощность перевалки терминала составляет 6 млн тонн. Компания также делает упор на развитие речных перевозок и расширяет сеть речных терминалов на реках Днепр и Южный Буг. Так в 2014/2015 МГ компания построила и сдала в эксплуатацию семь подобных терминалов.

Кроме "Нибулона" собственный проект в Николаевском порту реализует американская Bunge. Компания возводит производственно-перегрузочных комплекс в тыловой части причалов №13 и №14. По данным Центра транспортных стратегий, проект предусматривает сооружение маслоэкстракционного завода и резервуарного парка для сырого масла емкостью 10 тыс. тонн. В целом емкость всех складов составит 140 тыс. тонн. А максимальная годовая мощность — 4 млн тонн. Стоимость комплекса — $170 млн.

В 2014 году компания Noble Group Limited из Гонконга презентовала проект по строительству нового комплекса по перевалке зерновых грузов на первом и втором причалах Николаевского порта. Проектная мощность строящегося комплекса составляет 2,5 млн тонн в год, стоимость реализации проекта — $75 млн.

Согласно документу, строить терминал будет компания "МВ Карго" (по данным Единого государственного реестра юридических и физических лиц (ЕГР), ООО "МВ Карго" основано в 2004 году, учредителем является кипрская компания "Корнлекс Импекс Лимитед". — Ред.). Затем американская компания приобретет 51% терминала и будет осуществлять перевалку грузов. Сейчас проект находится на стадии согласования договора между компанией Cargill и государством. Скорее всего, о подробностях сотрудничества будет известно в 2016 году.

Призрачные планы

Нестабильная ситуация в Украине внесла свои коррективы в планы участников портового сектора и притормозила некоторые из проектов.

Одной из самых резонансных новостей 2014 года стала информация о том, что холдинг "Портинвест" Рината Ахметова совместно с компанией UkrLandFarming (ULF) Олега Бахматюка решили построить мультифункциональный аграрный хаб в порту "Южный" по обе стороны Аджалыкского лимана. Но, видимо, из-за финансовых проблемы аграрных и банковских активов Бахматюка этот проект по-прежнему остается на стадии разработки и неизвестно, будет ли вообще реализован. В компаниях пока воздерживаются от комментариев по совместному проекту, комментируя лишь, что "ведутся переговоры". В то же время холдинг "Портинвест" активно разрабатывает собственный проект агропромышленного хаба мощностью 10 млн, который будет построен на землях, принадлежащих холдингу.

В сентябре 2015 года в интервью журналу "Порты Украины" руководитель проекта ULF по строительству зерновых терминалов в акватории порта "Южный" Евгений Садовой заявил об еще одном проекте Бахматюка на другом берегу Аджалыкского лимана. По его словам, на своих землях ULF планирует начать строительство зернового терминала в начале 2016 года. Садовой подчеркнул, что если строительство стартует в заявленном году, то в таком случае первая очередь нового зернового терминала заработает через два года.

Топ-менеджер ULF уточнил, что проектом предполагается строительство терминала, который на первом этапе будет иметь мощность 5 млн тонн. У него будут два причала длиной 600 метров с глубинами по 16 метров, где можно будет обрабатывать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Емкости единовременного хранения на первом этапе будут достигать 400 тыс. тонн. В дальнейшем они могут быть увеличены до 800 тыс. тонн, а мощность терминала — до 10 млн тонн в год. В 2012 году Бахматюк заявлял, что рассчитывает инвестировать в строительство нового терминала около $700-800 млн.

Если все заявленные планы осуществятся, то вскоре украинские морские порты смогут похвастаться современными комплексами по перевалке зерновых и масличных грузов, а также станут удачными примерами привлечения иностранных инвестиций в инфраструктуру. Обновленные мощности в морпортах позволят без проблем перевалить намного больше заявленных на данный момент 42 млн тонн зерна.

Перевалка зерна в морских портах в 2015 году январь-июль, данные АМПУ

Порты

Количество зерна тыс. тонн

Бердянский морской порт

373,4

Измаильский морской порт

35,12

Ильичевский морской порт

2669,39

Мариупольский морской порт

87,03

Николаевский морской порт

4394,98

Одесский морской порт

4241,1

Ренийский морской порт

120,74

Скадовский морской порт

3,00

СПМ "Октябрьск"

1020,48

Морской порт "Усть-Дунайск"

8,1

Херсонский морской порт

202,88

Морской порт "Южный"

4958,82