Угольные маневры-2: конфликт между государством и ДТЭК углубляется, ставки растут, время идет, а угля все меньше

Протесты шахтеров, организованные отраслевыми профсоюзами, получили ответ от высшего руководства страны и профильного министерства. Похоже, что обе стороны решили повышать ставки и, возможно, идти до последнего в отстаивании своих интересов

Дата проведения III Всеукраинского съезда шахтеров, переросшего в митинги под стенами Администрации президента, Верховной Рады и Кабинета министров, формально была утверждена 2 апреля на президиуме Центрального комитета Профсоюза работников угольной промышленности Украины. Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец анонсировал это мероприятие несколькими днями ранее. То есть, подготовка к съезду шла как минимум месяц, поэтому неудивительно, что митинговали преимущественно шахтеры. "Смысл привозить "титушек", если можно привезти шахтеров?" — сказал человек, знающий отдельные подробности организации съезда.

Первый день прошел относительно спокойно. Около 800 делегатов в зале "Международного центра культуры и искусств" обсуждали ситуацию в отрасли, напряженно слушая доклады профсоюзных лидеров, профильного министра и представителей шахт. Наиболее остро аудитория реагировала на выступление Министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, которого, по словам Волынца, пришлось "снять с самолета". То и дело шахтеры из зала хором кричали "Ганьба!", а также требовали отставки чиновника.

Несмотря на то, что Демчишина назвали чуть ли не основным спикером, похоже, что его особо не хотели слушать. Показательный момент произошел в конце выступления министра, когда он пытался рассказать о принципе формирования цены угля, заложенном в прямых контрактах между ДТЭК и шахтами Львовско-Волынского угольного бассейна: "После того как мы посмотрели внимательно договор, то поняли, что этот уголь будет продаваться по 800-900 грн, не больше. Потому что в него была вставлена формула. А по этой формуле, к сожалению, 1500 не получалось".

Чиновник не смог объяснить, о какой именно формуле речь, так как его речь прервал крик из партера: "Какая формула? Жрать нечего! Думать надо!", после которого в зале поднялись шум, свист и крики. Глава президиума — председатель Профсоюза работников угольной промышленности Виктор Турманов — спешно увел Демчишина с трибуны. А вот выступление главы ДТЭК Максима Тимченко, в котором он, в частности, рассказал о размере заработной платы на шахтах холдинга и ее регулярной выплате, было принято на ура.

При этом отдельные делегаты съезда признавали, что критическая ситуация в отрасли сформировалась вовсе не за последние несколько месяцев. "На протяжении 17 лет положение с каждым годом ухудшалось, ухудшалось, ухудшалось. Менялись политики, менялись правительства, но нас продолжали грабить, наживались по тем коррупционным схемам, которые не менялись. Менялись только лишь проценты откатов. Кто-то себе выплавлял золотые батоны, а шахтеры, добывая… в невыносимых условиях уголь, не наедались простого хлеба. Поэтому мы надеемся, что сейчас, придя к власти, правительство, как оно называло себя, патриотов, действительно будет думать о людях, работающих в Украине, которые хотят работать на Украину, добывать уголь для Украины, получать за него достойную заработную плату и кормить свои семьи", — рассказал представитель ГП "Красноармейскуголь".

Второй и третий дни съезда планово прошли на улицах Киева: шахтеры пикетировали здания центральных органов власти и профильного министерства, перекрывали крупные улицы столицы. Горняки требовали погашения долгов по зарплатам на государственных шахтах, четкого плана реформирования отрасли, увеличение до 1500 грн за тонну цены угля, по которой он закупается теплоэлектростанциями. Но самое главное требование — отставка министра Демчишина, который уже находился в США.

Действия митингующих вызвали недовольство у жителей столицы, что объяснялось не только массовым распитием спиртных напитков, но и непониманием, почему работники частной компании (многие протестующие оказались работниками "ДТЭК Павлоградуголь") требуют денег от государства. Объяснения лидеров профсоюзов, что ячейки их организаций действуют на шахтах всех форм собственности, что это отраслевая солидарность, не вызвали поддержки.

Но основным ожиданием была реакция руководства страны. И она последовала. Владимир Демчишин прервал поездку в США и вылетел в Киев. На протесты шахтеров отреагировали также Президент Украины и премьер-министр. Реакция политиков была однозначная и достаточно жесткая.

Петр Порошенко в эфире ТРК "Украина", которая, как и ДТЭК, принадлежит Ринату Ахметову, заявил: "Те из олигархов, кто собирается давить на власть псевдозабастовками, получит по рукам. Сегодня после соответствующего обнародования планов по дестабилизации ситуации в стране я дал поручение правоохранительным органам привлечь к ответственности тех, кто собирался воплощать эти сценарии". Речь шла о плане "Крепость", разработанном для защиты бизнеса ДТЭК, детали которого в конце прошлой недели опубликовал народный депутат Мустафа Найем.

"Лучший ответ на любой протест — дать четкий план (выхода из кризиса), погасить задолженность и пояснить, как этот план будет реализован. Любые попытки по дестабилизации ситуации, в том числе и за счет шахтеров, должны быть пресечены", — вторил премьер-министр Арсений Яценюк.

С еще более резкими заявлениями выступил Министр энергетики и угольной промышленности. По его словам с монополиями нужно бороться, потому что цена угля и величина тарифа для тепловой генерации, которые озвучивает ДТЭК, категорически неприемлемы. Более того, Демчишин считает, что на рынке угля нужно развивать конкуренцию. "Идеально было бы, если бы эти шахты, которыми управляет ДТЭК, принадлежали не одной компании, а трем или четырем. Они тогда конкурировали бы между собой. Тогда бы не шла речь о том, что мы перестанем добывать или поставлять, понимая, что они зарабатывают 300 грн на тонне. К сожалению, этого нет", — отметил Владимир Демчишин в интервью "5 каналу". А в студии Громадського TV он рассказал о случайной встрече с Ринатом Ахметовым, во время которой чиновник и бизнесмен обменялись мыслями относительно развития угольной отрасли и энергетики: "Мне удалось донести идеи о стоимости угля, о стоимости энергии и вообще о подходе министерства к их компании".

Вовлечение столь тяжеловесных фигур к разрешению энергетического вопроса говорит о том, что конфликт между государством и шахтерами в лице ДТЭК вышел на новый уровень. Что последует за этим — будет найдено решение, или украинскую энергетику ожидает крах? Ведь поставки угля на ТЭС неуклонно снижаются, пропускная способность ж/д путей, ведущих с оккупированных территорий, все еще ограничена, а времени до начала отопительного сезона все меньше и меньше.