Украинский стартап будет снабжать европейцев зубными щетками из бумаги

Фото: Эмма Солдатова
Фото: Эмма Солдатова
Может ли зубная щетка предотвратить экологическую катастрофу

Эфемера — латинское название бабочки-однодневки. Украинский стартап Effa создал свою "бабочку" — экологически чистую одноразовую зубную щетку. Она сделана из прессованной бумаги, растворяется в воде после использования и, в отличие от своих пластиковых "сестер", не представляет никакой угрозы для окружающей среды.

Бумага спасет мир

"Люди чистят зубы каждый день, но не задумываются, как дорого это обходится природе", — говорит разработчик Effa, промышленный дизайнер Илья Кичук. При изготовлении пластиковой одноразовой щетки используется нефть и другие материалы, загрязняющие окружающую среду. Такой щеткой чистят зубы три минуты и выбрасывают, и по словам предпринимателя, она разлагается 500 лет, все время отравляя природу. Effa же придумали бумажную щетку, которая используется один раз и за два месяца исчезает в почве или воде без следа и вреда.

Год назад Илья вместе с партнерами Дарьей Василенко и Константином Щербиной создали первый прототип бумажной одноразовой щетки. Оказалось, что такой продукт — уникальный на рынке. Все одноразовые щетки делались только из пластика или древесины. Учитывая, что в европейских странах введены ограничения на использование пластика в одноразовых вещах, зубная щетка из бумаги могла бы не только спасти экологию, но и принести успех своим создателям.

Несколько месяцев команда разрабатывала дизайн щетки, конструировала пресс-формы для ее изготовления, экспериментировала с химическим составом сырья, стараясь максимально уменьшить срок разложения щетки в почве и воде.

Для щетинок Effa использовали нейлон, поскольку он сертифицирован мировыми ассоциациями стоматологов. Нейлон полубиоразлагаемый и наносит минимальный вред окружающей среде. Это единственный компромиссный вариант на сегодняшний день, так как любые полностью эко/чистые материалы для изготовления щетинок, например, животную шерсть или парафин, запрещено использовать в составе зубных щеток.  

"Поскольку продукт предназначен для одноразового использования, очень важно было сделать максимально удобный и функциональный дизайн, не вызывающий никакого отторжения у пользователя. Даже изгиб щетки мы сделали наиболее эргономичным, чтобы она не ломалась и была удобной в использовании", — рассказывает Илья. 

Когда был готов прототип, стали искать возможности изготовления тестовых образцов. Как многие молодые стартапы, создатели Effa были ограничены в средствах, поэтому стояла задача сделать качественно и бюджетно одновременно.

"Производство нашли на китайском маркетплейсе AliBaba. Заказали там первые 20 образцов, и уже через 3 недели они приехали в Киев. Изготовление и доставка обошлись нам в $5 тыс" — говорят разработчики.

Тюрьмы, Хилтон и Facebook

Исследуя возможности выхода на потребителя, основатели Effa сошлись во мнении, что их продукт на сегодняшний день предназначен для сегмента B2B. Продать бумажную щетку потребителю, который привык чистить зубы обычной пластиковой щеткой каждый день, довольно сложно. Поэтому разработчики решили, что начнут освоение рынка с отелей, авиакомпаний, корпораций с большими офисами, и, как ни странно, тюрем. Дело в том, что в некоторых европейских и американских тюрьмах частично запрещено использование пластиковых зубных щеток в целях безопасности. Щетка из бумаги может стать компромиссным вариантом.

Подобный продукт нужен и корпоративному сегменту. По словам создателей, есть заинтересованность в покупке щеток со стороны европейских офисов Google и Facebook.

"Так проще познакомить конечного пользователя с продуктом. Люди вряд ли бросятся покупать в магазине зубную щетку непривычного вида, но у них будет возможность использовать ее в отеле, самолете или в офисе. В этом контексте нам интересны большие компании, для которых экологичное и осознанное потребление — важная составляющая бизнеса", — говорит Дарья.

Эти компании в большинстве своем расположены за пределами Украины. По словам основателей стартапа, они видят свое развитие именно на европейском рынке, потому что отечественный бизнес не готов тратить деньги на eco-friendly товары. На сегодняшний день оптовая цена щетки составляет 30-40 евроцентов, что для украинских отелей слишком дорого. И хотя создатели планируют в будущем сократить цену до 10 центов за счет массового производства, европейские компании готовы покупать Effa уже сейчас по нынешней цене.  

"Сейчас у нас есть предзаказ на 100 тысяч экземпляров от сети отелей, которая покрывает 40 стран мира. По условиям договора пока мы не можем называть их публично, но они готовы купить у нас партию по 40 евроцентов за штуку" — говорят разработчики. Поставить товар заказчикам команда планирует в декабре нынешнего года, а сейчас занимаются поисками подходящих производственных мощностей.

Завоевание Европы

Производить первую массовую партию щеток планируют в Европе, в частности в Польше, — там гораздо легче контролировать уровень качества и все производственные процессы, нежели в Китае.

Стоимость первого предзаказа от отеля покроет около 80% расходов на производство и логистику. Кроме этого, разработчики занимаются и вопросами сертификации.

На сегодняшний день щетка не нуждается в клинических исследованиях, так как материал, из которого она сделана, уже имеет сертификаты качества, но в будущем создатели Effa планируют получить отдельные сертификаты именно на свой продукт. Что касается патента, то здесь разработчики хотят получать международные патенты на химический состав материала и форму щетки.

"Процедура патентования в Европе и США занимает до 5 лет в зависимости от того, сколько времени уйдет на патентный поиск и подготовку документов", — говорит Дарья.  

Привлекать венчурные инвестиции в Effа пока не планируют. В команде считают, что, прежде чем искать большие средства, важно усовершенствовать продукт и определить, сколько и на что денег потребуется.

"У каждого стартапа есть период, который условно называется 3F — friends, family, fools. В тебя инвестирует только ближайшее окружение, и это небольшие деньги. Мы только вышли из этой стадии и сейчас определяем, сколько нам нужно денег и на что мы их потратим"

По словам основателей, в будущем они планируют привлекать к сотрудничеству только профильных инвесторов, которые имеют опыт и экспертизу в сфере экологии. В Украине на сегодняшний день таких инвесторов очень мало, и к тому же они редко вкладывают средства в стартапы на ранних стадиях.

Сейчас Effa работает с голландским предпринимателем и экспертом в области климатических инноваций Роном Бумерсом, с которым изобретатели познакомились на международном конкурсе эко-стартапов ClimateLaunchpad. Сначала Effa стал лучшим проектом на украинском отборе конкурса, а затем соревновался с лучшими мировыми эко-стартапами в финальном этапе.

"Мы не взяли призового места в финале, но этот проигрыш только добавил нам "спортивной" злости и вдохновил на покорение новых вершин. Недавно мы подали еще одну заявку на конкурс Clima и нас отобрали из 300 мировых эко-стартапов" — рассказывают основатели. В конце июня команда будет представлять свой проект на финале конкурса во Франкфурте.

В случае победы стартап получит финансовую поддержку и менторство от профильных экспертов, но для команды ценность подобных конкурсов состоит в первую очередь в нетворкинге и возможности познакомить топовых инвесторов со всего мира со своим продуктом.