Украинско-российская сырная война. Камо грядеши?

Россия все еще недовольна качеством наших сыров. С начала года Роспотребнадзор забраковал 300 тонн продукции. Дальше — больше? Россияне вообще хотят запретить иностранцам использовать бренды "Российский", "Пошехонский", "Костромской"

С начала очередной "сырной" войны между Украиной и Россией прошло уже полгода, однако далеко не все украинские компании могут поставлять свою продукцию на рынок нашего северо-восточного соседа.

Ставка на качество

Как сообщает Роспотребнадзор на своем официальном сайте, за восемь месяцев текущего года для проведения исследований в лабораторию "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" ведомства поступило 360 образцов сыра производства пяти предприятий Украины. Полностью завершены исследования 331 образца (партии) продукции.

Часть украинских производителей на российский рынок так и не допустили. "На три партии сыра производства ЧП КФ "Прометей", филиал "Менский Сыр", общим весом 39 тонн, и на девять партий сыра производства ООО "Гадячсыр", общим весом 273,9 тонны, выданы экспертные заключения о несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Данная продукция не допущена к реализации населению", — говорится в сообщении.

Не довольны россияне качеством еще одного украинского производителя — Лозовского молочного завода. В ходе проверок на этом предприятии были выявлены многочисленные нарушения, которые по данным Роспотребнадзор, исправлены не были.

Словесная война

Борьба за российский сырный рынок, переход на новый этап — патентный. Как сообщает РБК daily, в начале августа Национальный союз производителей молока ("Союзмолоко") подал в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков "Российский", "Костромской" и "Пошехонский" по классу сыров. Ассоциация инициировала регистрацию этих знаков на основании концепции коллективного бренда.

Если Роспатент одобрит заявку российских молочников, то производить сыры под указанными товарными знаками смогут лишь те предприятия, которые входят в состав "Союзмолока". Предприятия, которые располагаются за пределами Таможенного союза, вообще не получат прав на их использование. Производители Белоруссии и Казахстана смогут их использовать при определенных условиях, считают представители "Союзмолока".

При регистрации прав на товарный знак "Российский" украинские производители понесут огромные убытки, уверены опрошенные "Делом" эксперты. Правда, они сомневаются в возможности такой регистрации.

"Идея "Союзмолока" понятна — защита российского производителя", — уверена Наталья Фесюн, директор по внешним связям компании "Бель Шостка Украина".

"Если представить, что российскому молочному лобби это удалось — украинские производители сыра могут серьезно пострадать. Ведь около 40% производимого сыра в Украине — именно "Российский".

По ее словам, получение патента на технологию — сложный процесс, с трудом верится, что это реально реализовать в ближайшем будущем. "Речь должна идти о защите специфической технологии, а не словесного названия. Ведь словесное название "Российский" или "Пошехонский" используется каждым производителем в сочетании со своими брендами и торговыми марками", — говорит Наталья Фесюн.

"Сыр по указанным технологиям производился на украинских заводах и в советское время, поэтому России сложно будет доказать свое эксклюзивное право на использование этих технологий", — считает директор консалтинговой компании "Инфагро" Василий Винтоняк.

Полузапрет

Даже сейчас часть украинских предприятий не может поставлять на российский рынок свой "Российский" сыр.

Как рассказывает Василий Винтоняк, в ходе проверок Роспотребнадзором украинских молочных предприятий весной этого года контролеры высказали замечания, связанные с несоответствием технологии производства "Российского" сыра в Украине российским стандартам. Срок вызревания сыров по этой технологии в Украине — месяц, в России — два месяца.

Украинские компании менять свои технологии в соответствии с российскими требованиями не стали. Как результат, они в Россию "Российский" сыр не поставляют.

"Этот запрет касается не всех экспортеров, а только тех, продукция которых в свое время попала под запрет на ввоз в Россию. Как правило, украинские компании-экспортеры имеют несколько производственных площадок. Поэтому они возят "Российский" сыр из тех заводов, продукция которых не была запрещена", — резюмирует Василий Винтоняк.