Утилизационный сбор на автомобили угрожает ассоциации Украины с ЕС

Евросоюз не одобряет планы украинского правительства расширить действие утилизационного сбора на все импортные машины. Если постановление примут, это автоматически заморозит подписание договора об ассоциации с ЕС

Европейский союз готовится к жесткой реакции на экологические инициативы украинского правительства. Вчера его представители выразили обеспокоенность готовящимся решением о введении утилизационного сбора с импортных автомобилей вне зависимости от страны происхождения.

По некоторым данным, сбор может стать основанием для замораживания процесса подписания договора об ассоциации с ЕС. Эксперты говорят, что это может сыграть на руку сторонникам более тесной интеграции с Россией, сообщает Коммерсантъ-Украина.

Представительство Евросоюза в Украине прокомментировало планы украинского правительства расширить действие утилизационного сбора на все импортные машины. В представительстве заявили, что внимательно следят за дискуссиями о введении утилизационного сбора.

"Подобное решение России уже повлияло на европейских автопроизводителей, и мы знаем, что оно негативно влияет на украинских. ЕС ожидает, что Украина будет решать вопрос с Россией на двустороннем уровне и в рамках ВТО",— отметили в представительстве.

Однако неофициально в Еврокомиссии дают еще более жесткую оценку — такой шаг украинских властей может и вовсе поставить крест на планах по подписанию договора об ассоциации.

"Наша позиция более жесткая, чем говорится официально. В случае если Украина примет это постановление, мы готовы идти на аналогичные ответные меры по украинскому экспорту",— заявил в европейских структурах.

"Мы прямо сообщили нашим коллегам в Киеве: если будет это постановление, вы можете забыть о соглашении об ассоциации. Мы не подпишем соглашение, даже если вы проведете честные выборы",— уточнил другой высокопоставленный источник в Брюсселе.

В Кабмине пока считают, что причин для беспокойства нет. "Переговоры с ЕС идут в спокойном, обычном режиме. Угрозы замораживания диалога в связи с расширением утилизационного сбора инспирируют те, кто в этом заинтересован — автоимпортеры. Поэтому строить какие-то планы и рассуждать о последствиях рано",— заявили в Кабмине.

Автоимпортеры против

Сами автоимпортеры уверены: утилизационный сбор нарушает обязательства Украины, взятые при вступлении в ВТО, поскольку страна обязалась ставить в одинаковые условия как импортеров, так и местных производителей.

"Мы будем оспаривать это решение и в судах, и в органах ВТО. Но, кроме нас, каждый производитель поставляемых в Украину автомобилей сообщит о дискриминации своему правительству, которое незамедлительно пожалуется в ВТО",— говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

Такую оценку разделяют и юристы.

"Ключевые производители и экспортеры автомобилей внимательно следят за последними инициативами украинского правительства, нацеленными на удорожание импортных автомобилей. Предложенные поправки по утилизационному сбору могут быть расценены как попытка Украины повысить стоимость ввоза автомобилей в страну до уровня, который действовал до вступления страны в ВТО. И делается это через введение дополнительных и дорогостоящих сборов с импорта, что прямо запрещено нормами ВТО",— пояснил партнер по международному торговому праву брюссельского офиса юрфирмы Van Bael & Bellis Юрий Рудюк.