В 2007-м средняя стоимость аренды в столичных ТЦ превысит $100 за квадрат

В октябре средняя арендная ставка в Киеве достигла $70,6 за квадрат в месяц. Столичный рынок профессиональной торговой недвижимости в 2006 году напоминал киевский рынок жилья — с дефицитом предложения, ростом цен и арендных ставок

весь год в Киеве, по подсчетам гендиректора Украинской торговой гильдии Вадима Непоседова, построено всего 35 тыс. кв. м в новых ТЦ. Это втрое меньше, чем ожидалось в начале года, когда эксперты прогнозировали ввод в эксплуатацию 100 тыс. торговых метров. Изначально планировалось открытие семи столичных ТЦ, но в эксплуатацию введено только три. Ввод таких крупных объектов, как «Троицкий», «Мега» и «Лыбидь-плаза» задерживается — один из них планируется ввести в следующем году, два — в 2008-м. Совокупная площадь этих проектов превышает весь сегодняшний объем рынка торговой недвижимости Киева (более 300 тыс. кв. м).

Темпы роста строительства торговой недвижимости в Киеве второй год подряд не превышают 15%. В 2004 году прирост площадей в киевских ТЦ составил 107%, в 2005-м этот показатель снизился до 6%. По итогам 2006 года прирост, скорее всего, составит 11%. Прогноз на 2007 год — 29%.

К началу ноября в Киеве работало 29 торговых центров общей площадью 319 тыс. кв. м (117 кв. м на 1000 жителей). Все они заполнены на 95-100% — один из самых высоких показателей в Европе. Причина тесноты в украинских торговых центрах — высокий спрос и небольшие объемы строительства. По оценкам экспертов, еще в 2005 году спрос на торговую недвижимость превысил предложение в 10 раз. При предложении новых площадей в 20 тыс. кв. м рознице требовалось как минимум 250 тыс. квадратов качественных торговых помещений.

Основными арендаторами остаются активно развивающиеся сетевые операторы. По данным Украинской торговой гильдии, сетевики занимают более 70% площадей в киевских ТЦ. Эксперты прогнозируют, что дефицит торговых квадратов сохранится и в 2007 году. Не исправит ситуацию и почти 30% прирост торговых площадей — спрос явно опережает предложение. В 2007 году ожидается приход на киевский рынок сразу нескольких российских и западных сетей.

Заинтересованы в новых ТЦ и отечественные ритейлеры. «Профессиональные сетевые ритейлеры, имеющие несколько десятков, а то и сотен торговых точек по стране, предпочитают профессиональные форматы торговых центров типа Караван или Сити-Центр в Донецке», — объясняет тенденцию Александр Лебедев, руководитель отдела торговой недвижимости девелоперской компании «НЕСТ». По его словам, в ТЦ, организованные по принципу базара под крышей, идут разве что небольшие магазины, владеющие двумя-тремя торговыми точками площадью до 30 метров.