В Гааге четыре дня слушали претензии "Нафтогаза" к России

В Гааге четыре дня слушали претензии "Нафтогаза" к России
Семь компаний группы "Нафтогаз" в Третейском суде в Гааге обрушились с претензиями к России за незаконную экспроприацию активов в оккупированном Крыму
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Трибунал при Постоянной палате Третейского суда в Гааге с 14 по 17 мая 2018 года провел устные слушания в деле по иску семи компаний группы "Нафтогаз" против Российской Федерации (РФ). В итоге трибунал должен принять решение относительно юрисдикции и ответственности дела. Об этом сообщила пресс-служба НАК "Нафтогаз Украины". 

Семь государственных нефтегазовых компаний, ПАО "ГАО "Чорноморнафтогаз", ПАО "Укртрансгаз", ПАО "Укргазвыдобування", ПАО "Укртранснафта", ДП "Ликво" и ДК "Газ Украины"подали иск против РФ  за нарушение ею своих обязательств по двустороннему соглашению о поощрении и взаимной защите инвестиций.

17 мая устные слушания в деле завершились, после чего трибунал должен вынести решение относительно юрисдикции и ответственности. В "Нафтогазе" ожидают, что Трибунал вынесет первое решение по делу в первом квартале 2019 года. 

На второй стадии рассмотрения дела будет рассмотрен и решен вопрос убытков. Украинские компании требуют около $5 млрд. 

Отметим, что Россия принципиально в подобных разбирательствах с украинскими компаниями, которые подали иски о защите инвестиций в Крыму, не участвует, поскольку "не признает юрисдикцию международного трибунала в Постоянном арбитражном суде при урегулировании требований (заявителей)". В частности, согласно публикации  о судебном процессе на сайте Постоянной Палаты Третейского Суда, Россия не назначила никаких представителей по делу.

Россия не считает, что соглашение с Украиной о взаимной защите инвестиций может служить основанием для третейского суда. 

Аналогичная ситуация произошла с иском 18 украинских компаний и одного физлица, которые подали иск о защите инвестиций в Крыму в 2014 году. Российская сторона отказалась выдвигать своего представителя, поэтому его назначили в Гааге.

После слушания по существу спора с 5 по 6 октября 2017 года состав арбитража пригласил стороны представить дополнительные письменные объяснения. Истцы представили свои объяснения вместе, ответчик в лице Российской Федерации — нет.

В результате Третейский суд решил, что Россия ответственна за нарушение прав украинских инвесторов с 21 марта 2014 года, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ об аннексии Крыма. Суд  о бязал Россию выплатить 159 млн.

СПРАВКА

"Нафтогаз" в 2015 году оценивал свои крымские активы — 15 месторождений нефти и газа, три перспективные площади залежей нефти и газа, Глебовское подземное газохранилище, магистральные газопроводы, 43 газораспределительные станции — в $590 млн.

Примерно в такую же сумму компания оценивала упущенную выгоду из-за потери около 2 млрд кубометров годовой добычи газа в Крыму. Кроме того, Нафтогаз требует вернуть две морские буровые установки, на которые он в 2011 году выдал "Черноморнафтогазу" кредит в размере $800 млн, а также хранившийся в Глебовском ПХГ газ.

Из-за оккупации Крыма Россией украинские компании уже подали семь исков по защите инвестиций против РФ. Свои иски подали "Укрнафта", Ощадбанк, Игорь Коломойский и Аэропорт Бельбек, ПриватБанк, "Лугзор", компания "Стабил", "Эверест".