В Раду "хлынули" портовики: кто и как может начать решать "портовые вопросы" в новом созыве

По одномандатным "морским" округам в парламент баллотировались многие политики, заинтересованные в мореходной отрасли. Главными лоббистами сферы в новой Раде с большой вероятностью будут представители Администрации морпортов и судостроительного бизнеса
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Выборы в парламент завершились, и, глядя на списки прошедших, можно делать прогнозы о том, кто из новоизбранных народных депутатов какие интересы будет отстаивать в здании на Грушевского. Например, по мажоритарным округам в "морских" областях Украины проходят в Верховную Раду политики, которые имеют определенные интересы в этой сфере.

Бесспорные кандидаты

Так, в Николаевском регионе в одном из одномандатных округов проходит кандидат от президентского блока Борис Козырь — заместитель председателя по инвестициям Администрации морских портов Украины. Козырь в разные годы занимал руководящие должности в Мариупольском порту, в Госадминистрации морского и речного транспорта, Укрморречфлота, а также был исполняющим обязанности начальника специализированого порта "Октябрськ". Он проходит от партии "Блок Петра Порошенко" и набрал 33,17%. Опыт работы Козыря в портовой отрасли может проложить ему путь в транспортный комитет Верховной Рады. На рынке же не исключают, что портовик станет активно лоббировать интересы представителей соответствующего бизнеса.

Кроме представителя АМПУ в Раду прошел сын собственника агрохолдинга "Нибулон" Алексея Вадатурского Андрей. Вадатурский-младший в своей предвыборной программе не забыл о важной для своего региона отрасли и среди своих целей указал: "Возрождение Украины как морского государства путем масштабного реформирования морехозяйственного комплекса".

Интересы семьи Вадатурских в портовой политике вполне объяснимы. "Нибулон" является не только крупнейшим агрохолдингом, но и одним из серьезных инвесторов в портовую область. Например, компания инвестировала в строительство терминала в Николаевском порту, а также намеревалась вложить $2 млн в дноуглубления Днепра. Источники Delo.UA на рынке предполагают, что Вадатурский будет пытаться через политический механизм проталкивать идею дноуглубления Днепра, отмену портовых сборов и скидки по канальным сборам для своих объектов.

План действий у "Нибулона" уже есть. Еще в июле 2014 года на форуме "Интер-Транспорт" в Одессе компания представила полноценный проект по возрождению судоходства по внутренним водным путям Украины. Инструкция звучала так: строительство грузового флота, строительство транспортной инфраструктуры (для хранения и перевалки зерна), дноуглубление на лимитирующих участках ВВП, реконструкция шлюзов.

От Одесской области в Раду также попали люди, которым не чужда морская тема. Среди одесских политиков можно выделить следующие известные портовикам имена: экс-регионала Сергея Кивалова, бизнес-партнера Дмитрия Фирташа по RosUkrEnergo Ивана Фурсина, Александра Пресмана, которого СМИ также связывают с группой Фирташа-Левочкина и Александра Урбанского, коммерческого директора ТОВ "Судоремонтное предприятие "Дунайсудносервис".

У Кивалова, в отличие от других кандидатов, в предвыборной программе сделан упор на пелагическую отрасль. Он обещает возобновить морской потенциал Украины и Одессы как национального порта №1. Гарантировать защиту прав моряков-одесситов, которые работают под юрисдикцией иностранных государства, добиться ратификации Украиной Международной конвенции про морской труд 2006 года, принять закон про "удобный флаг" Украины для морских судов с минимальным количеством формальностей и ускоренным сроком регистрации. А также отменить все законодательные и административные ограничения, которые не позволяют развиваться Одесскому морскому порту и создать условия для обустройства постоянной дислокации Военно-морского флота Украины в Одессе.

В то же время с именем Кивалова связано множество скандалов. Так, например, в 2013 году его обвиняли в том, что под видом строительства церковно-приходской школы он хочет получить 10 гектаров на территории межрейсовой базы моряков (база отдыха ГСК "Черноморского морского пароходства) в центре курортной Одессы и построить там коттеджи.

А вот другой мажоритарщик, Иван Фурсин, имеет определенный интерес в Одесском припортовом заводе (ОПЗ). Источники нашего издания на рынке не исключают, что новоизбранный депутат будет пытаться забрать завод, что неминуемо приведет к конфликту с группой "Приват" Игоря Коломойского, также заинтересованной в данном предприятии. В тоже время, несмотря на то, что Фурсин мог бы продвигать интересы порта Дмитрия Фирташа "НикаТерра", по мнению экспертов, этот актив на сегодняшний день в лоббизме не нуждается.

В парламент прошел и кандидат от "Сильной Украины", коммерческий директор ТОВ "Судоремонтное предприятие "Дунайсудносервис", холдинга "Прайм Шипинг" Александр Урбанский, которого поддерживает мэр Измаила Андрей Абрамченко. Урбанский намерен направить свои силы на то, чтобы увеличить транзитный грузопоток через Измаил и на развитие морехозяйственного комплекса. Источник Delo.UA на рынке отметил, что бизнес Урбанского в лоббировании пока не нуждается, компании могут быть интересны трансграничные проекты и, как ни странно, новый депутат может позитивно повлиять на развитие портов. "Если политические амбиции Урбанского будут аргументированы, он сможет противостоять бизнес лобби тех депутатов, которые пришли решать свои вопросы", — отметил эксперт в портовой отрасли нашему изданию.

В тоже время в местных СМИ накануне выборов, писали, что "клан Урбанских" отметился участием в "разграблении Черноморского морского пароходства". А один из самых больших международных скандалов, связанных с этой фамилией — причастность к военному грузу и самому сухогрузу "Фаина", который в 2008 году захватили сомалийские пираты. Впрочем, тогда в СБУ информацию, что Урбанский — собственник судна, опровергали.

(Не)морской волк

В Полтавской области по округу №150, существенно обогнав конкурентов, прошел еще один не равнодушный к "воде" политик/бизнесмен — Константин Жеваго. Прежде всего, в морской отрасли он известен как владелец керченского судостроительного завода "Залив". Также связанная с бизнесменом люксембургская компания Calexco выкупила 30% акций судостроительной компании NorYards у норвежской As Bergen Group ASA. Такая инвестиция должна была расширить бизнес Жеваго, вывести судостроение на международный рынок и загрузить иностранными заказами украинскую верфь. Вот только отрасль эта в стране пока не в почете, поэтому депутатский "жетон" мог бы весьма пригодится бизнесмену для помощи бедствующей сфере.

Еще один интерес, который преследует Жеваго — это снижение ставок и сборов в морском порту Измаил, в котором переваливает свои грузы швейцарская железорудная компания с активами в Украине Ferrexpo AG. В 2013 году бизнесмену-депутату удалось добиться 30% скидки к аккордным ставкам за перевалку окатышей в Измаильском МТП. Источник издания не исключает, что Жеваго может попытаться забрать порт.

Помимо таких явных интересов эксперты Delo.UA предполагают, что бизнесмен будет лоббировать отмену портовых сборов и скидки для компаний в порту "Южный" и в Одессе (также логистические пункты, в которых компания Ferrexpo переваливает свои грузы).

А вот по партийным спискам в Раду пытались пройти не много отраслевых политиков, которые так и не преуспели в получении мандата. Среди таких людей стоит отметить Юрия Крука (старший Крук) (30 место в партийном списке "Сильная Украина"), Юрия Димчогло (40 место в партии "Сильная Украина"), Юрий Крук-младший (5 номер партии "Зеленых Украины") и Константин Бондарев (22 номер в партии "Батькивщина"). Крайний с большой вероятностью все же приобретет желанную депутатскую корочку в случае получения сопартийцами кресел в будущем правительстве.

Семья Круков очень известна среди портовиков. Через своих сыновей (Вячеслава и Юрия) Юрий Крук-старший мог контролировать чуть ли не все порты в Одесском регионе. Крук-младший, начиная с 2001 года совместно с партнерами руководит транспортным холдингом, состоящим из экспедиторских компаний "Ильич-Транс", "Украинская Национальная Транспортная Компания", стивидорной компании "Украинская Национальная Стивидорная Компания", агентской компании BIMS. Основная бизнес-направленность этих предприятий — привлечение грузопотоков для переработки в Одесском, Ильичевском, Южном, Измаильском портах. Кроме того, перевозка продукции железнодорожным транспортом и отправка ее на морских судах.

Юрий Димчогло — генеральный директор паромного комплекса "Орловка" Ренийский район. В 2013 году он анонсировал проект строительства украинско-румынского парома. Строительство должно было начаться в 2014 году и соединить Орловку и румынский город Исакчу. Украинская сторона обещала инвестировать в проект 5 млн евро, а румынская — 20 млн евро.

Константин Бондарев — не новичок в парламенте. В предыдущей каденции Рады он занимал должность заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи. Именно он в свое время собирал инициативную группу по обсуждению законопроекта № 4431, которым предлагалось ликвидировать АМПУ. Услышав мнение экспертов портовой отрасли, продвижение законопроекта было остановлено.

Впрочем, наличие бизнеса или заинтересованности в морской отрасли еще не означает грядущую активную деятельность. Помнится, бывший депутат от Партии регионов Вадим Новинский, владеющий несколькими судостроительными активами, также рассматривался как потенциальный лоббист в этой сфере. Но за весь период его работы в парламенте бизнесмен так и не снизошел до законотворчества в пользу моря.

Судя по тому количеству прошедших в Раду политиков от Николаевской, Одесской областей рискнем предположить, что тема морской отрасли не будет забыта в новой Раде. Главное — чтобы результатом работы новоизбранных депутатов стало развитие морехозяйственного комплекса, как они это обещают, а не продолжающийся дерибан и лоббирование местечковых интересов.