НБУ курс:

USD

41,41

+0,13

EUR

45,21

+0,44

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,20

В Украине формируется цивилизованный рынок гемблинга

В Украине формируется цивилизованный рынок гемблинга
До 2009 года рынок азартных игр был слабо регулируемым и весьма хаотичным. Как минимум потому, что его работа не регламентировалась единым законом, а регулировалась целой кучей всевозможных ведомственных приказов, инструкций и положений
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Во второй половине августа, традиционно поближе ко Дню Независимости, у нас принято подводить итоги прошедших лет и десятилетий, а также продолжать сравнивать "что было в УССР" и "что стало сейчас".

В первую очередь, безусловно, такие сравнения относятся к уровню жизни граждан, степени развития экономики и её отдельных отраслей. Это и не удивительно, ведь никаких иных способов понять, что лучше, а что хуже и в каком направлении мы движемся, нет. Но украинской независимости уже 30 лет, а потому есть смысл начать сравнивать уже то, что было сделано за это время в различные периоды развития государства. Ведь сейчас полным-полно таких отраслей, которых при УССР не было вообще, либо они существовали исключительно "подпольно".

Одной из таких отраслей экономики является цивилизованный рынок азартных игр, в Союзе представленный только государственным "Спортлото"… и потому сравнивать его с сегодняшним днем не имеет смысла. Зато можно сравнить то, каким был игорный рынок в независимой Украине до июня 2009 года и после июля 2020 года.

Напомним, что 25 июня 2009 года вступил в силу Закон Украины №1334-VI"О запрете игорного бизнеса в Украине", который вынудил его уйти "в тень". Выход "из тени" начался, по сути, только после 11 августа 2020 года, когда президент подписал Закон Украины "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр"№ 768-IX.

Так что после более чем десятилетнего перерыва рынок азартных игр в Украине снова стал легальным и начал постепенно возрождаться. А значит, мы можем спокойно сравнивать не "советское" с "украинским", а уже "украинское" с "украинским".

И это сравнение явно в пользу сегодняшнего дня. Именно так: впервые в истории Украины мы наблюдаем становление адекватного, легального и хорошо структурированного игорного рынка. До 2009 года рынок азартных игр был слабо регулируемым и весьма хаотичным. Как минимум потому, что его работа не регламентировалась единым законом, а регулировалась целой кучей всевозможных ведомственных приказов, инструкций и положений.

Да, с 1991-го по 2000-ный игорный рынок был легальным, но бесструктурным и "саморегулируемым". Во многом именно эти его особенности и привели к запрету деятельности игорных заведений двенадцать лет назад.

Чем же нынешняя ситуация с развитием рынка азартных игр отличается от ситуации двенадцатилетней давности в лучшую сторону и как это может почувствовать обычный гражданин? Попробуем перечислить в порядке значимости:

  • Деятельность всех организаторов рынка регламентируется базовым законом, за исполнением норм которого отвечает орган центральной исполнительной власти со специальным статусом — Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ);
  • Законом установлены жесткие ограничения относительно производства и размещения рекламы. Например, лица, не достигшие 21 год,а не могут быть рекламными моделями, а сама реклама азартных игр запрещена на ТВ, радио и интернет-каналах с 6 утра до 11 вечера;
  • Введен запрет на вовлечение детей в игровой процесс. Требования такого рода прямо запрещают: размещать казино возле школ; пропускать в казино и залы игровых автоматов детей и подростков; рекламировать игорные заведения в детских и молодежных СМИ и передачах ТВ и на радио; осуществлять размещение игровых автоматов в зонах свободного доступа детей, как это было возможно до 2009 года, когда такие автоматы стояли чуть ли не в каждом магазине.
  • размещать казино возле школ;
  • пропускать в казино и залы игровых автоматов детей и подростков;
  • рекламировать игорные заведения в детских и молодежных СМИ и передачах ТВ и на радио;
  • осуществлять размещение игровых автоматов в зонах свободного доступа детей, как это было возможно до 2009 года, когда такие автоматы стояли чуть ли не в каждом магазине.

Кроме того, законом четко определено, что офлайн-заведения игорного бизнеса могут быть расположены только в специально отведенных местах при отелях, и никаких игр в подземных переходах, возле школ, в магазинах и т. д. Также операторы рынка должны размещать на хорошо заметных для игроков местах информацию о вреде игровой зависимости и данные о том, куда и как можно обратиться за помощью для избавления от таковой.

Очевидно, что на данный момент в центре внимания государства, которое весьма серьезно ограничивает операторов игорного рынка в возможностях "безграничного свободного предпринимательства", социальная защита граждан. Именно поэтому такое пристальное внимание уделяется в деятельности Регулятора вопросам соблюдения в игорных заведениях всех регламентируемых законодательством норм относительно идентификации игроков и предупреждения игровой зависимости.