В Украине впервые с 2000 года упало производство кондитерских изделий

Предприятия ассоциации "Укркондпром", в которую входят почти все крупнейшие производители сладких изделий, в 2011 году, впервые за несколько последних лет снизила производство кондитерских изделий на 2,2% — до 1,064 млн. тонн

По мнению участников рынка, этот сигнал является тревожным для отрасли. "Как минимум, лет десять подряд до этого объемы производства с каждым годом только росли, причем даже в кризисные 2008-2009 годы; менялась только динамика роста, но сам тренд подъема был неизменным", — подчеркнула президент корпорации "Бисквит-Шоколад" Алла Коваленко.

Она сообщила, что по итогам 2011 года производство продукции по предприятиям отраслевой ассоциации "Укркондитер" составило 97,8% к уровню 2010 года. Кроме того, эксперт  обратила особое внимание на то, что общую картину "не спас" четвертый квартал, на который обычно приходится пик сезонного спроса в преддверии новогодних праздников. Более того, за декабрь 2011 года было выпущено всего 88,6% кондитерской продукции к декабрю 2010 года. "Почти 12% падения производства в канун Нового года и Рождества говорит о том, что потребитель резко изменил модель своего поведения и стал намного более рачительным в тратах. Такого декабря просто не припомню, наверное, даже в 90-х годах люди перед праздниками позволяли себе больше. Да и во время недавнего финансового кризиса инерция мышления еще срабатывала, и люди не считали сладости избыточной роскошью. Итоги прошлого года — серьезный сигнал, который, с моей точки зрения, однозначно говорит о том, что вторая волна кризиса для Украины стала реальностью", — отметила Алла Коваленко.

Среди основных причин снижения производства в кондитерской промышленности она назвала, в первую очередь, подорожание изделий из-за роста цен на сырье, энергоресурсы, транспортные расходы и увеличения оплаты труда. "Рост себестоимости кондитерской продукции происходит на фоне снижения реальных доходов граждан, поскольку они также вынуждены больше платить за квартиру, коммунальные услуги и т.д. Таким образом, покупательская способность падает, а люди начинают больше экономить", — отметила она.

По ее словам, тенденция снижения производства характерна для многих компаний отрасли. "Если кто-то "падает" меньше, то исключительно за счет экспортных поставок, однако и возможности экспорта все время сужаются. Во-первых, страны Таможенного союза ввели защитные пошлины или усложнили условия работы для наших производителей, во-вторых, производители не получили возможности компенсировать эти потери, так как не было подписано соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, в-третьих, почти во всем мире ощущается дыхание второй волны кризиса, и потребление снижается", — сказала она.
Негативно, по ее словам, на производителях сказывается и проблема возврата НДС со стороны государства, поскольку отрасль теряет возможности для развития и снижает свою конкурентоспособность.

Кроме того, подчеркнула Коваленко, результаты года могут свидетельствовать о еще одной новой тенденции. "Полагаю, что возможно достигнуто насыщение рынка кондитерских изделий в Украине, и если это так, то нам всем придется учиться работать в более жестких конкурентных условиях", — подытожила руководитель компании.