Новая система скидок для авиакомпаний: что получит аэропорт "Борисполь" и его пассажиры

Мининфраструктуры и аэропорт "Борисполь" решили пересмотреть размер платы, взимаемой с авиакомпаний и пассажиров за обслуживание в аэропорту. Кто окажется в плюсе?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) предлагает удешевить билеты для пассажиров, прилетающих/вылетающих из "Борисполя" за границу минимум на $4. Но это не предел, ведь аэропорт разработал новую систему скидок для авиакомпаний, чтобы привлечь новые компании и увеличить пассажиропоток.

"Борисполь" готов премировать авиакомпании за начало работы в аэропорту, за открытие новых маршрутов, за трансферных пассажиров и общий рост пассажиропотока.

Что от этого праздника жизни достанется украинском пассажиру?

Гарантированная скидка

Аэропортовые сборы — основная статья доходов отечественных аэропортов, получаемых от авиаперевозчиков. Они включают в себя:

- сбор за обслуживание пассажиров в аэровокзале;

- сбор за посадку/взлет воздушных судов.

МИУ подготовило проект приказа, который резко снижает заработок ГП "Международный аэропорт "Борисполь". Предполагается, что госпредприятие будет получать $13 с каждого обслуженного международного пассажира вместо $17. Министерство посчитало нужным вернуть старую ставку, которая действовала до 2008 года.

"До 2008 года этот тариф составлял $13 и его изменили в связи с с необходимостью модернизации терминальной инфраструктуры аэропорта. Но терминал давно построен, а сбор остался, и этот сбор — самый высокий среди аэропортов Украины", — пояснили в пресс-службе МИУ.

Кроме того, министерство предлагает применять скидки до 30% на сборы для выполнения чартерных и новых рейсов.

Это должно способствовать росту пассажиропотока и расширению маршрутной сети из Киева.

"Мы ожидаем [...] увеличения пассажиропотока до 50% в течение 1,5 лет, а также значительного снижения стоимости авиаперевозок для населения", — сообщили Delo.UA в пресс-службе МИУ.

Пока пассажиропоток будет расти, "Борисполь" потеряет доходы по одному направлению (минус $4 от сбора с международных пассажиров).

Впрочем, снижение ставки от МИУ распространяется не на всех международных пассажиров, а только на тех, кто "воспользовался инфраструктурой аэропорта". От более 7 млн международных пассажиров, которые проходят через "Борисполь", нужно как минимум отнять трансферных пассажиров (для которых другая ставка сбора).

Публичный договор

Кроме того, главный аэропорт Украины в новой публичной оферте предлагает авиакомпаниям ряд скидок и льгот, которые должны не просто стимулировать авиакомпании снижать цены на билеты, но и открывать новые направления.

Для самого ГП программа на первых порах обернется снижением доходов. Ведь эти скидки будут применяться к сниженному сбору за международных пассажиров.

На новых направлениях авиакомпании в первый год работы будут получать 80% дисконта к сбору за посадку/взлет и пассажирскому сбору. Если сейчас компании платят на международных рейсах от $10,5 до $7,35 за тонну максимальной взлетной массы судна, то со скидкой в первый год будут платить от $2,1 до $1,47 за тонну МВМ. При этом скидка будет планомерно уменьшаться: во второй год — 60% от сбора, в третий — 40%, в четвертый — 20%. К пятому году действие скидок закончится.

"Борисполь" усиленно развивает хабовую модель — в 2016 году примерно четверть пассажиров были трансферными.

Аэропорт готов брать меньше денег за обслуживание таких пассажиров и снизить сбор на 80% — с $8,5 до $1,7. Вот только коснется эта скидка преимущественно авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ), которая и превращает "Борисполь" в хаб, перевозя через него около 1 млн таких пассажиров в год.

Чтобы стимулировать увеличение пассажиропотока, "Борисполь" предлагает применять скидку к пассажирскому сбору пропорционально пассажиропотоку авиакомпании. За каждого пассажира сверх 100 тыс. перевозчики смогут платить на 10% меньше сбора, каждый пассажир сверх 300 тыс. обойдется дешевле на 20%. И так до 4,8 млн пассажиров — тогда компания получит 60% скидки на каждого следующего пассажира.

Такая скидка будет применяться ко всем пассажирам регулярных рейсов, кроме трансферных и новых международных рейсов. Отметим, что по данным "Борисполя", в 2016 году лишь четыре авиакомпании превысили показатель в 100 тыс. отправленных пассажиров. Это МАУ, Lufthansa German Airlines, Turkish Airlines и KLM-Royal Dutch Airlines.

Данные: аэропорт "Борисполь"

Кому облегчит жизнь "Борисполь"

Первое, что облегчит новая система скидок "Борисполя" — его финансовые результаты.

В структуре доходов аэропорта около 40% занимает пассажирский сбор. Тот самый, который министерство хочет урезать на 25% для международных направлений, а руководство аэропорта — на 80% для трансфертных. Именно международные и трансферные направления генерируют основной пассажиропоток "Борисполя".

С другой стороны, ставки на обслуживание международных пассажиров в "Борисполе" станут ниже, чем в среднем по Украине — $13, при том, что в соседнем "Международном аэропорту "Киев" (Жуляны) останется ставка $15. И это пока без учета положений новой публичной оферты госпредприятия.

Сергей Хижняк, эксперт Офиса эффективного регулирования (BRDO), отмечает, что на данном этапе "Борисполь" не сможет компенсировать снижение доходов от аэропортовых сборов за счет неавиационных поступлений. Он обращает внимание, что неавиационные доходы предприятия — это прежде всего парковки и аренда площадей.

"Парковки вокруг "Борисполя" в управлении частных компаний, а вместо процента с оборота магазинов, ресторанов и кафе (как происходит в Европе) аэропорт получает всего 30% с аренды площади (остальные 70% идут в Фонд госимущества)", — пояснил эксперт.

По его мнению, гораздо больше в привлечении новых авиакомпаний, в том числе лоукостов, "Борисполю" помогла бы дифференциация ставок сбора обслуживания пассажиров в разных терминалах аэропорта.

"Это разграничение потоков пассажиров и авиакомпаний в зависимости от их потребностей. Оно позволило бы задействовать другие терминалы аэропорта", — считает Хижняк. Аналогичным образом можно стимулировать использование терминала D в непиковые периоды суток.

Однако в пересмотре ставок аэропортовых сборов он видит смысл, ведь они зафиксированы в долларах, а расходы аэропорта преимущественно гривневые.

Но стоило бы пересмотреть их для всех аэропортов, причем с учетом инвестиционной составляющей. Тем более, что МИУ, как регулятор, устанавливает граничные ставки во всех аэропортах страны.

В Мининфраструктуры на вопрос "Планируется ли подобное снижение ставок в других аэропортах?" ответили, что управляют только "Борисполем" и львовским аэропортом им. Данила Галицкого. А поскольку остальные аэропорты находятся в коммунальной или частной собственности, МИУ не может вмешиваться в их деятельность.

Однако Хижняк удивлен позицией министерства отдельно стимулировать чартерные перевозки. "Спорно стимулирование чартеров. К чему, по мнению министерства, должно привести снижение ставки сбора для чартеров? Ведь расходы за этот сегмент авиаперевозок полностью ложатся на туроператоров и скидка скорее стимулирует прибыльность авиакомпании, чем снижение цены билета", — эксперт опасается, что пассажиру такие инициативы не принесут выгоды.

Сомнительной выглядит идея контролировать результаты для пассажира новой системы скидок в аэропорту. "Аэропорт не видит калькуляцию билета, а в системах бронирования оплачивается его полная стоимость. Поэтому взаимосвязь между скидками на аэропортовые сборы и снижением стоимости билетов — декларативная норма, выполнение которой зависит от доброй воли авиакомпании", — уточняет Хижняк.