Все обещания Каськива по "Воздушному экспрессу"

Крюковский вагонзавод презентовал новый скоростной электропоезд для "Воздушного экспресса". Delo.ua и "Слово и Дело" решили проанализировать все обещания, которые глава Госнацпроекта Владислава Каськива давал по долгожданному экспрессу

Начало строительства "Воздушного экспресса" — одно из самых ожидаемых событий текущего года. Однако, несмотря на многократные заявления ответственных лиц, в июне начать строительство скоростной железной дороги сообщением аэропорт "Борисполь" — Киев не вышло. И хотя все основные вопросы были решены, а финансирование от Экспортно-импортного банка Китая получено, старт проекта снова откладывают.

Технический проект электрички из Киева до аэропорта "Борисполь", по словам тогдашнего министра инфраструктуры Бориса Колесникова, планировали подготовить до конца января 2011 года, однако вскоре в пресс-службе премьер-министра заявили, что строительство железнодорожной ветки откладывается, но проект точно будет реализован в течение 2012 года. По факту этого не произошло: только в ноябре 2012 года Китайская машиностроительная компания (CMEC) и Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины подписали техническое соглашение по урегулированию ряда пунктов, которые служили препятствием для начала финансирования проекта. 19 июня 2013 года Экспортно-импортный банк Китая открыл финансирование "Воздушного экспресса" (отметим, что губернатор Киевской области Анатолий Присяжнюк прогнозировал начало полномасштабного строительства не позднее 8 июня).

Однако самое большое количество невыполненных обещаний по данному проекту принадлежит председателю Госнацпроекта Владиславу Каськиву, сообщает организация "Слово и Дело".

Согласно данным организации, глава Госнацпроекта не выполнил 22 обещания (по состоянию на июнь 2013 года). Из них 5 — по проекту "Воздушный экспресс".

Обещанного три года ждут?

Несколько лет назад Владислав Каськив сообщил, что строительство первого участка дороги для "Воздушного экспресса" длинной 5 км начнется в 2011 году. Торжественное открытие состоялось в срок, однако работы не начались — был лишь заложен символический камень. Позднее чиновник заявил, что реализация проекта планируется сразу после окончания Евро-2012, после чего сроки были перенесены на начало весны текущего года, затем на конец мая и впоследствии — на конец июня. При этом Каськив уточнил, что по завершении строительства железной дороги в аэропорт "Борисполь" проект будет передан в концессионное управление либо в частную собственность европейскому оператору.

Следует указать, что это не первое невыполненное серьезное обещание главы Госнацпроекта.

Значительное количество заверений Владислава Каськива касаются строительства LNG-терминала, который бы позволил производить газ на 20% дешевле российского. Первая платформа для терминала, по его словам, будет построена в 2014 году, тогда же начнутся и первые поставки газа. В целом завершить реализацию проекта планируется через 3-4 года.

Также в планах Владислава Каськива — улучшение качества охраны материнства (Национальный проект по открытию перинатальных центров в Украине). Так, к концу 2011 года планировалось создать 8 таких учреждений, в 2012 — 9, а в текущем году — 10. По факту же перинатальные центры, открытие которых должно было состояться в 2011 году, были введены в эксплуатацию только в 2012 — соответственно, откладывалось и открытие последующих. При этом некоторые центры открывались с небольшим опозданием (перинатальный центр в Харькове был открыт в марте, хотя предусматривалось это сделать в феврале, а подобное учреждение в Донецке — в мае вместо заявленного марта).

Другие обещания Каськива касаются инвестиционной деятельности, улучшения качества питьевой воды, внедрения новых стандартов в системе среднего образования, строительства доступного жилья, индустриальных парков и проч.

Так, к примеру, в 2010 году в Украину планировалось привлечь не менее $12 млрд прямых иностранных инвестиций, в 2011 — $7,5 млрд., в 2012 — $10 млрд. По факту же за первый год поступило лишь 40% указанного объема средств, за второй — чуть более 60% и за последний год — всего 25%.

Аналогичная ситуация сложилась и с обеспечением городов чистой питьевой водой. Этот процесс должен был завершиться к концу 2011 года, однако только в январе следующего года государство заказало разработку технико-экономического обоснования проекта немецкой компании, которая, помимо прочего, должна была проверить все отечественные системы очистки воды. При этом к концу 2012 года в рамках реализации нацпроекта "Качественная вода" была установлена только одна точка продажи очищенной воды в Одессе вместо планируемых 300 (в том числе в Луганске и Мариуполе).

Вместе с тем, Каськиву удалось достичь некоторых успехов в области среднего образования: в 2012 году был запущен пилотный проект по внедрению системы электронного обучения для учащихся 7-х классов в рамках нацпроекта "Открытый мир".