Вышли из колеи: что происходит на украинском рынке автоперевозок

Грузовые автомобильные перевозки играют заметную роль в транспортной системе Украины. Однако профильное министерство сейчас так занято реформированием железных дорог и портов, что, похоже, забыло об этом рынке

Грузовые автомобильные перевозки можно разделить на две большие группы — внутренние и международные. "Такие виды предоставления услуг, как внутренние и международные перевозки грузов автомобильным транспортном (за исключением опасных грузов), с 2010 года не подлежат лицензированию. Поэтому однозначно нельзя сказать даже о количестве компаний и транспортных средств, которые работают на этом рынке", — ответили на запрос "ТОП-100" в Министерстве инфраструктуры Украины (МИУ). Динамику на рынке международных автоперевозок хоть как-то можно отслеживать благодаря таможенной статистике и тому, как перевозчики используют разрешения на международные перевозки. А вот централизованный учет внутриукраинских перевозок практически не ведется.

В 2014 году, по данным Госстата Украины, объем международных грузовых автомобильных перевозок составил 23,6 млн тонн, или 7% от общего объема грузоперевозок. Это на 9,4% меньше, чем в 2013-м. При этом объем экспортных перевозок составил 8,5 млн тонн, импортных — 9,3 млн тонн, транзитных — 5,9 млн тонн. Импортные и экспортные перевозки сократились, а транзит — увеличился.

Политика вмешалась в маршрут

Почти треть продукции, импортированной автомобильным транспортом, приходится на Польшу и Китай. А вот при транзите грузов лидировали такие отправители, как Турция, Россия и Молдова. Суммарно на эти страны в 2014 году пришлось более 50% грузов, перевезенных по территории Украины.

Согласно данным Госстата, основной продукцией, отправляемой автомобилями на внешние рынки, по итогам прошлого года оказались древесина и изделия из нее — 2,6 млн тонн (более 30% от общего объема экспорта), а также продукты питания — почти 1,1 млн тонн (около 13%).

В профильной ассоциации АсМАП, объединяющей международных автомобильных перевозчиков, отмечают, что состояние рынка неразрывно связано с общей экономической ситуацией в государстве, которая, к сожалению, существенно ухудшилась. "Уменьшение ставок фрахта, рост стоимости топлива, падение курса гривны и обязательная продажа валюты, сокращение географии перевозок — все это привело к значительной потере конкурентоспособности украинскими перевозчиками. Ели к этому добавить аннексию Крыма, боевые действия на востоке, ограничения (а фактически запрет) Конвенции МДП (международная система таможенного транзита для автомобильной перевозки грузов. — Ред.) в России, несложно понять, что работать отечественным международным автоперевозчикам стало значительно сложнее", — рассказывают в АсМАП.

Ситуация осложнилась и тем, что в Донецкой и Луганской областях базировалось несколько крупных транспортных компаний. Значительная часть перевозчиков на востоке страны были вынуждены выводить подвижной состав из зоны боевых действий или вообще избавиться от него вместе с производственными базами. Например, в 2014 году из Луганска в Киев переехала одна из крупнейших компаний страны — "Транспеле".

"С начала аннексии Крыма и военных действий на востоке приостановили свою деятельность или вообще вышли из состава участников АсМАП Украины 251 предприятие в Крыму, Севастополе, Луганской и Донецкой области", — отмечают в ассоциации, уточняя при этом, что в нее входят далеко не все украинские грузоперевозчики.

В свою очередь, по данным профильного министерства, количество предприятий, чья деятельность подлежит лицензированию — перевозка опасных и смешанных грузов, - увеличилось. По состоянию на 25 декабря 2013 года было 1574 лицензиата по перевозке опасных грузов и 196 — смешанных (перевозка пассажиров + опасные грузы). А по итогам 2014-го их количество достигло 1762 и 200 соответственно.

В ассоциации подсчитали, что в 2014 году перевозки в Россию и страны Таможенного союза сократились почти на 50%. Причинами этого стали как политический кризис, так и кризис в системе МДП на территории РФ, полноценная работа которой возобновилась лишь в июне 2015 года. А вот в страны Евросоюза объемы перевозки незначительно увеличились.

Дать более детальную оценку ситуации в сегменте грузовых автомобильных перевозках затруднительно. В АсМАП сообщают, что в МИУ и его подразделениях отсутствует информация о прохождении автотранспортных средств отечественных и иностранных перевозчиков через пункты пропуска на госгранице. Она формируется таможенными подразделениями Государственной фискальной службы Украины (ГФС). Но обмен отмеченной информацией между ГФС и МИУ не налажен в надлежащем виде.

В министерстве, правда, считают, что в их взаимоотношениях с ГФС все не так плохо. "На сегодня существует налаженный обмен информацией в постоянном режиме на основании соглашения о межведомственном информационном сотрудничестве между Мининфраструктуры и ГФС. Действующее программное обеспечение действительно имеет некоторые недостатки, но в целом контакт между Укртрансинспекцией, которая обеспечивает выдачу разрешений, и таможенными службами налажен", — рассказывают в профильном департаменте МИУ.

Ожидания

В 2014 году было несколько попыток введения дополнительных штрафов при перевозке грузов автодорогами. Однако удалось отстоять ранее действовавшие нормы.

В Министерстве отмечают, что наиболее важными инициативами в законодательном поле является работа над внесением изменений в межправительственные соглашения между Украиной и рядом стран, направленные на либерализацию перевозок, а именно переход на безразрешительную систему. "На сегодня ведется работа и есть ряд договоренностей с Румынией, Польшей, Республикой Молдова, Республикой Македония и Швейцарской Конфедерацией. Также есть предварительные договоренности между Украиной и Казахстаном в части внесения изменений в соглашение, предусматривающие либерализацию перевозок транзитных грузов", — рассказали в Мининфраструктуры.

Кроме того, в ближайшее время для согласования с заинтересованными органами будет разослан проект приказа Мининфраструктуры, предусматривающий упрощение процедур получения разовых разрешений для перевозки грузов в международном сообщении, а также разрешений ЕКМТ (Многосторонние разрешения на международные перевозки грузов автомобилями. — Ред.). В МИУ уточняют, что указанные инициативы согласованы с самой крупной ассоциацией — АсМАП Украины, которая принимала активное участие в их формировании. Поэтому есть надежда, что такие внедрения получат позитивные отзывы у автомобильных перевозчиков и в ближайшее время дадут реальные плоды их реализации.

Так что поле для деятельности имеется. Однако профильное министерство сегодня в большей мере озадачено реформированием более крупных отраслей: чаще на слуху железная дорога, морские порты, авиация. Но грузовые автоперевозки не должны остаться в тени своих "старших родственников".

Объем грузовых перевозок автомобильным транспортом, тыс. т*

Всего

Экспорт

Импорт

Транзит

2013

26 040,25

8898,19

11 557,09

5584,97

2014

23 587,06

8475,27

9247,93

5863,86

% изменения

-9,4%

-4,8%

-20%

+5%

*С учетом объемов грузов, оформленных и пропущенных через контрольные пункты пропуска АР Крым и Севастополя в январе-июне 2014 года

Источник: Госстат Украины

Статья опубликована в журнале ТОП-100 №3: 500 крупнейших компаний Украины