Зачем ФГИ превращает "Центрэнерго" и "Турбоатом" в частные общества (обновлено)

Зачем ФГИ превращает "Центрэнерго" и "Турбоатом" в частные общества (обновлено)
В последний месяц ФГИ активно реорганизовывал государственные публичные общества в частные. Delo.UA узнавало, зачем это Фонду госимущества и почему не нравится инвесткомпаниям

Текст обновлен комментарием Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), которая описывает риски ухода компаний с "публичного" поля и объясняет в чем именно состоят требования законодательства, на которые ссылается Фонд госимущества.

В НКЦБФР уверены, что акции "Центрэнерго" могут войти в листинг (второго уровня). Что касается "Турбоатома" — акционеры могут решить этот вопрос без реорганизации в ЧАО.

Публичные акционерные общества "Центрэнерго" и "Турбоатом" в октябре могут стать частными акционерными обществами. Но произойдет это не благодаря приватизации, а путем реорганизации и изменений в уставе.

Фонд государственного имущества (ФГИ) Украины, как держатель государственного пакета акций, объясняет, что менять тип общества с публичного на частное нужно, чтобы соблюсти Закон "Об акционерных обществах". Delo.UA расспросило экспертов, на что еще может повлиять такое решение.

Диспозиция

В Украине многие ПАО публичны только на бумаге: пакеты акций разделены между крупными акционерами и часто даже сделки купли-продажи осуществляются вне биржи.

Новый закон меняет ситуацию: если в стране есть публичные компании и фондовые биржи, то и работать они должны соответствующим образом. Публичные общества должны находиться в биржевом реестре и проходить процедуру листинга. Это значит, что акции компаний торгуются на фондовых биржах.

"По состоянию на 1 мая 2016 года в биржевых реестрах находились акции всего семи украинских эмитентов", — уверяют в ФГИ.

Минимальное требование для ПАО: на бирже должны свободно торговаться от 25% акций (первый уровень листинга) до 10% акций (второй уровень листинга). Но, по данным ФГИ, миноритарные акционеры госкомпаний не выставляют свои пакеты на продажу на фондовых биржах, а государство для выполнения этого требования отчуждать от 10% до 25% собственных акций не может.

По аналогичной причине, в ряде частных и государственных активов преобразования в ЧАО прошли еще в 2016 году. Таким путем пошли компании групп ЕВРАЗ, Метинвест, ДТЭК и др.

Госкомпании начали превращаться в ЧАО в 2017 году: "Укргидроэнерго", "Новоднестровская ГЭС", "Дунайское пароходство" и прочие уже реогранизованы. ФГИ сообщает, что изменил тип общества в восьми подчиненных компаниях и готовит смену в минимум двух — "Турбоатом" и "Центрэнерго".

Delo.UA расспросило аналитика "Драгон Капитал" Дениса Сакву и руководителя аналитического отдела Concorde Capital Александра Паращия о том, что произойдет с "Центрэнерго" и "Турбоатомои" после смены типа акционерного общества.

Старший аналитик "Драгон Капитал" Денис Саква

У "Турбоатома" реальный free-float был действительно очень маленьким: и большая доля этого free-float была у "Сварога" (свыше 15% акций компании принадлежат "Сварог Эссет Кэпитал" Константина Григоришина — Delo.UA). У "Центрэнерго" нет такой концентрации акционеров: у самого крупного владельца около 5% акций компании. Поэтому все 22% акций миноритариев можно считать free-float.

Уход "Центрэнерго" с биржи — сокращение количества так называемых "голубых фишек" на украинском фондовом рынке.

Согласно украинскому законодательству в ЧАО должно быть не более 100 акционеров. В "Центрэнерго" миноритариев сейчас больше. После перерегистрации государство как мажоритарный акционер обязано предложить выкуп акций. Но на выкуп не обязательно соглашаться.

После реорганизации в ЧАО "Центрэнерго" не обязано будет вводить независимых директоров в наблюдательный совет компании. Такая норма должна была вступить в силу с мая 2018 года.

"Центрэнерго" может оставить свои акции в обращении на втором уровне листинга. Но с учетом распределения голосов мнение миноритариев на собрании акционеров могут просто проигнорировать.

Руководитель аналитического отдела "Конкорд Капитал" Александр Паращий

Акции "Центрэнерго" торгуются на "Украинской бирже" (УБ). Официальный Free Float "Центрэнерго" — 22%. То есть они могут попасть во второй уровень листинга, например, на УБ ( требование — больше 10%). "Турбоатом" не попадает.

Если верить сайту УБ, у них нет ни одной акции в первом листинге и только 4 — во втором: DOEN ("Донбассэнерго"), MHPC ("Мироновский хлебопродукт", МХП), UNAF ("Укрнафта") и MSICH ("Мотор Сич").

При этом порядка порядка 17% торгов на УБ происходят за счет акций "Центрэнерго".

С одной стороны (если "Центрэнерго" реорганизуется в ЧАО — ред.), невозможность торговать акциями ЦЭ на бирже — не очень хорошо для инвестиционной привлекательности компании. С другой стороны, если посмотреть на цену, по которой акции торгуются, то для инвестпривлекательности компании может даже лучше, чтобы они вообще не торговались.

Позиция Фонда госимущества

75% акций "Турбоатома" принадлежат ФГИ, еще 15% — у "Сварог Эссет Кэпитал" Константина Григоришина. Впрочем, по данным ФГИ, количество акционеров предприятия превышает 7000 участников.

Поскольку ни частные акционеры, ни государственный держатель акций не собираются выставлять на биржевые торги свои пакеты акций, ФГИ решил реорганизовать общество.

В фонде уверены, что если не выполнить требование закона и положений Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам, оборот акций будет остановлен, лицензия будет аннулирована.

Фактически, ФГИ своими действиями подтверждает — фондовый рынок в Украине скорее мертв, чем жив.

Фонд заверял,что во всех новых уставах реорганизованных компаний усилит контроль наблюдательного совета и ревизионной комиссии за хозяйственной деятельностью предприятия. В частности в набсоветах будет минимум два независимых директора. Также в новых уставах предусмотрена ежегодная аудиторская проверка, хотя такая норма не обязательна для ЧАО.

Но сегодня на совещании у вице-премьер-министра Степана Кубива решение по реорганизации "Турбоатома"отложили — 4 октября состоится следующее заседание. На просьбу Delo.UA детально прокомментировать вопрос реорганизации "Центрэнерго", пресс-служба ФГИ поделилась ссылкой на собственное сообщение по ситуации с "Турбоатомом", которое "снимает много вопросов" (изложено в начале материала в параграфе "Диспозиция").

Позиция Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

В связи с объявлениями о проведении внеочередного общего собрания акционеров ПАО "Центрэнерго" и ПАО "Турбоатом", на которых будут рассматриваться вопросы изменения типа общества с публичного на частное, возникло большое количество недоразумений и некорректного толкования норм законодательства об акционерных обществах.

По информации ФГИУ, эти вопросы будут рассматриваться из-за сложностей с выполнением требований Закона Украины о защите прав инвесторов (принят 07.04.2015 года — НКЦБФР), касающихся деятельности публичных акционерных обществ.

Наиболее важными требованиями этого закона, которые должны выполняться уже с 1 января 2018 года, являются такие два: требование иметь в составе наблюдательного совета независимых директоров и требование пройти процедуру включения акций в биржевой реестр (листинг на фондовой бирже).

Важная для компаний публичного интереса норма о наличии в составе наблюдательного совета независимых директоров практически не обсуждается, хотя именно ей следовало бы уделить большее внимание. Все сосредоточились на обсуждении более "технической" нормы — наличии акций ПАО в листинге фондовой биржи.

На данный момент акции обеих этих компаний не имеют листинга. Но к 1 января 2018 года ПАО "Центрэнерго" и ОАО "Турбоатом" обязаны пройти процедуру включения акций в биржевой реестр одной из фондовых бирж.

Что касается ПАО "Центрэнерго" мы не видим сложностей с выполнением этой нормы. Структура собственности ПАО "Турбоатом" формально не позволяет компании попасть в биржевой реестр. Но данный вопрос может быть решен, если акционеры компании заинтересованы в ее развитии именно в "публичном" статусе.

Увы, в Украине листинг ценных бумаг на фондовой бирже воспринимается как какая-то формальная юридическая процедура, которую обязаны пройти все ПАО с 1 января 2018 года. Это связано в том числе с тем, что листинг на бирже не оправдал ожиданий большинства украинских компаний, которые стали ПАО в результате массовой приватизации.

В то же время в европейской, да и международной практике, листинг — это индикатор инвестиционной привлекательности компании, это признание ее качества, ее финансовой устойчивости. Как правило, листинг повышает привлекательность акций компании в глазах инвесторов, как внешних, так и внутренних. Именно по качеству компаний в биржевом листинге иностранные инвесторы оценивают рынок ценных бумаг страны.

Если на украинских биржах в листинге будут находиться только такие компании как "Мироновский хлебопродукт", "Кернел" и другие подобные — это, безусловно, будет давать позитивный сигнал инвестиционному сообществу.