"Бабусина Торбинка": как построить бизнес на домашних продуктах из села

Основатели проекта "Бабусина Торбинка" брат и сестра Сергей Котенко и Светлана Нестеренко рассказали Delo.UA о том, как родилась идея доставки домашних продуктов из села и как она эволюционировала до фермерского объединения

Идея доставки домашних натуральных продуктов из села родилась у основателей проекта "Бабусина Торбинка" Светланы Нестеренко и ее брата Сергея Котенко чуть больше года назад, в сентябре 2012-го. На первом этапе замысел собственного бизнеса рассматривался его основателями как "проект выходного дня" — Светлана и Сергей продолжали строить карьеру (Светлана работала менеджером проектов в телекомe, а Сергей — инженером по установке медицинского оборудования), а в свободное от основной работы время развивали проект.

"Мы сами выросли на домашних натуральных продуктах с бабушкиного огорода и в какой-то момент осознали, что доставка таких продуктов из села могла бы быть интересна и другим людям", — вспоминает Светлана.

Первое, с чего начали молодые предприниматели, это провели опрос среди друзей, знакомых, презентовали идею проекта экспертам. В результате появился первый клиент, что придало уверенности. После уже создали профильную страничку на Facebook.

"Мы очень быстро осознали, что нам нужен собственный сайт с удобной формой заказа. Его разработке было уделено много внимания", — говорит Сергей Котенко.

Стартовый капитал для реализации проекта составили собственные сбережения Сергея и Светланы. Деньги были нужны для поиска фермеров, проверки качества продукции в лабораториях, организации доставки продукции, разработки качественной упаковки, маркетинга, для юридической регистрации компании. За первый год "жизни" проекта в него было инвестировано около 85 тыс. грн. Согласно подсчетам основателей, срок окупаемости подобного проекта — полтора года.

Если план организации "Бабусиной Торбинки" возник в сентябре 2012 года, то уже в феврале 2013-го авторы проекта поняли, что совмещать основную работу и "проект выходного дня" становится крайне сложно. Выбор был сделан в пользу собственного бизнеса. На данный момент управляющая команда компании "Бабусина Торбинка" состоит из четырех человек: помимо идеологов проекта, в нем заняты еще два менеджера — Ольга и Анастасия. Ольга вовлечена в проект частично, но в будущем намеревается перейти окончательно. Анастасия совмещает работу и учебу по специальности "маркетинг".

Вопрос качества
На первом этапе "Бабусина Торбинка" предлагала своим клиентам овощи и консервацию, яйца, молочную продукцию, куриное мясо и мясо кролика. Вся продукция изготавливалась и выращивалась родителями Светланы и Сергея, которые переехали жить в село, а также близкими родственниками.

На следующем этапе поставщиками "Бабусиной Торбинки" стали фермеры, которых рекомендовали Светлане и Сергею их родственники и близкие знакомые. Сработало и сарафанное радио. К предпринимателям начали обращаться фермеры, заинтересованные в реализации своей продукции через Интернет.

"Мы сами ездим в гости к фермерам, смотрим, что и как они делают, анализируем качество их продукции", — рассказывает Сергей.

Предприниматели проверяют домашние продукты у местного ветеринара, а также в государственных лабораториях, которые функционируют на рынках.

За год работы компании "Бабусина Торбинка" переросла из проекта выходного дня в фермерское объединение. Сейчас в него входят около 30 фермеров.

"Благодаря проекту мы познакомились с очень интересными людьми. К примеру, с человеком, который в Обухове на восьми сотках выращивает 80 сортов винограда, или сыроваром, который под Киевом производит сыры по итальянским и французским рецептам. Мы сотрудничаем с садоводом, который на небольшом огороде выращивает более ста сортов помидоров, фермером-молочником, занимающимся органическим производством с 2002 года, когда слова "эко", "органика" никому еще и не были известны в Украине", — рассказывает Светлана.

Цены и ассортимент
Ассортимент продукции, которую заказывают в "Бабусиной Торбинке", имеет ярко сезонный характер. В холодный период это консервация, домашние полуфабрикаты, мясо и овощи. В летнее время наибольшей популярностью пользуются фрукты, ягоды, зелень.

"Все продукты у нас сезонные от местных фермеров. Если у нас сейчас закажут клубнику или же помидоры, то осуществить доставку мы не сможем. Практически вся наша продукция производится в Киевской области", — говорит Сергей. Проект несколько расширяет географию поставок: продукты длительного хранения завозятся из Черниговской, Житомирской и Черкасской областей.

На сайте также можно приобрести органические продукты, которые имеют международную сертификацию. К органической продукции, в частности, относится сливочное масло, творог, крупы и натуральный яблочный сок.

Как формируется цена продукции на сайте? "У нас единое правило формирования цены для всех продуктов. 50-70% цены получают фермеры, остальные 30-50% получает наша компания. За счет наценки мы оплачиваем наши услуги: проверка продукции в лаборатории, упаковка, доставка, з/п сотрудникам, ведение сайта, аренда помещения. Финальный процент зависит от того, привозит нам продукцию фермер или мы сами ее забираем", — делится Светлана. За счет разницы предприниматели покрывают расходы на логистику, упаковку, аренду помещения, маркетинг.

Клиенты, как правило, заказывают комплексную доставку. Если сумма заказа составляет более 500 грн — доставка бесплатная. У компании уже появилась карточка постоянного клиента, которая предусматривает специальные условия покупки.

Планы на будущее
Со временем проект по доставке домашних продуктов из села "оброс" дополнительными направлениями развития.

Предприниматели начали организовывать так называемые "гастротуры", причем это направление выросло из инициативы авторов проекта показать гостям фермерские хозяйства, которые поставляют товары на продажу через Интернет.

"К примеру, мы проводили корпоратив для небольшой компании на базе нашего сыровара. Здесь же мы организовывали день рождения на заказ — с проживанием, питанием и проведением мастер-класса", — вспоминает Светлана.

Еще одно направление бизнеса — производство корпоративных подарков. Таким подарками выступают домашнее варенье, мед или даже бочонок квашеных томатов, оформленный в корпоративной символике.

"Мы даже сейчас подумываем о создании гастроцентра "Бабусина Торбинка", где мы сможем сделать наш шоу-рум. На базе такого центра можно будет проводить мастер-классы с участием фермеров и попробовать всю линейку нашей продукции", — рассказывает Светлана.

Раздумывают авторы проекта и над развитием бизнеса в других регионах. "Мы хотим создать модель, которую можно будет масштабировать и на другие регионы Украины. Наиболее интересны для нас Львов, Днепропетровск, Донецк, Одесса и Харьков", — делится Сергей.

У "Бабусиной Торбинки" постепенно формируется список постоянных клиентов, которые приходят снова и снова с периодичностью раз в две недели. В основном это горожане, которые откровенно удивлены, что можно заказывать продукты через Интернет из села. Авторы проекта уверены, что количество таких клиентов и в нашей стране будет расти, как и в других странах, где органические продукты уже завоевали большую популярность.

Александр Гончар, менеджер по управлению продуктами "Киевстар":

Постоянная коммуникация с клиентами позволяет построить доверие и хорошие отношения с ними. Здесь будут полезными такие инструменты, как SMS и MMS рассылки (услуги СМС и ММС рассылка), а также периодическое общение с помощью звонков. Опять же, рекомендуем обратить внимание на неограниченные тарифные планы и бизнес-линейку.

Для работы с поставщиками и для общения с клиентами надежным помощником выступает пакет услуг Моя визитка, который предоставляет скидку на плату по трем услугам: "Прямой городской номер", "Факс на E-mail", "Дополнительный номер".

"Прямой городской номер" дает возможность клиентам звонить с городской сети, "Факс на Email" — мгновенно получать факсовые сообщения на электронный адрес. Другими словами, факс теперь всегда в вашем смартфоне.

И "Дополнительный номер" — это два номера на одной сим-карте. Он позволяет распределять звонки от партнеров, клиентов, родных и близких.