Бизнес-ангел Яника Мерило: "Эволюция в бизнесе не добровольная, нужна конкуренция и другие подталкивающие силы"

Яника Мерило, венчурный инвестор и основатель клуба бизнес-ангелов о том, чего не хватает украинским предпринимателям, и почему нужно участвовать в международных конкурсах, даже если шансы на победу невелики

Яника Мерило не просто так стала одним из членов жюри конкурса "The Venture" от CHIVAS REGAL. Будучи одним из опытнейших венчурных инвесторов в Европе, летом этого года она переехала из Прибалтики в Украину и создала клуб бизнес-ангелов, которые ищут и финансируют на этапе становления наиболее перспективные украинские стартапы. За последние месяцы через руки Яники прошли десятки бизнес-планов, и один стартап даже получил инвестирование от нее, как от частного инвестора. Яника уверена — украинским предпринимателям непременно нужно принимать участие в международных конкурсах. Может быть даже не столько ради денежного приза, сколько ради "оздоровительной конкуренции" с участниками из других стран.

Яника, в проекте Chivas Regal "The Venture" бренд в первую очередь отбирает социально-ответственные бизнесы. По вашим наблюдениям — насколько украинские предприниматели обращают внимание на такую составляющую своего бизнеса, как соцответственность? Многие ли задаются вопросом — зачем я вообще это делаю, кроме зарабатывания денег?

Есть разные предприниматели и инвесторы. Крупные корпорации стараются больше помогать, решать важные для них социальные проблемы, что касается малых и средних предприятий, их приоритет — выживание. И это понятно — спаси себя, чтобы потом помочь другим. Как в самолете — сначала надень кислородную маску на себя, потом на других. Конечно, есть предприниматели, которые с самого начала ставят себе целью решить какую-то социальную проблему, и есть даже хакатон SocialBoost. Но при текущих показателях экономики Украины гораздо актуальнее выживание своего бизнеса.

Чего, на ваш взгляд, не хватает украинским предпринимателям для конкуренции с коллегами из других стран? А в чем, наоборот, их сильные стороны?

На рынке уже есть бренды, в том числе "Рошен", которые совершенно конкурентоспособны и на европейском рынке, но большинство из них зациклены на местном рынке и это ограничивает их развитие. Многие привыкли ввиду разных причин думать в масштабах Украины, вместо того, чтобы сосредоточиться на выходе на новые рынки. А без того, чтобы сосредоточиться, готовиться и желать, точно ничего не получиться. Иногда проблема в высокой конкуренции на европейских рынках, но я думаю, что препятствие скорее в желании, умении подать и продать в интересном формате свой продукт потребителям других рынков. Это касается даже технологий. В начале 2000-х в Эстонии создали Skype, который не был единственным продуктом на рынке и если бы не продажа, пиар и маркетинг, я не уверена, что Skype был бы сегодня в Эстонии в том виде, в котором есть сейчас. Вообще, я считаю, что сейчас очень хороший и правильный момент для Made in Ukraine, так как многие хотели бы поддержать Украину, но не совсем понимают, как это сделать.

Вы рекомендовали бы предпринимателям участвовать в таких конкурсах? Ведь объективно шансы на выигрыш в мировых конкурсах не очень высоки. Так стоит ли?

Я рекомендую обязательно принять участие. Такие конкурсы, кроме возможной финансовой поддержки, дают уникальный опыт и возможность получить оценку и обратную связь от профессионалов. И с другой стороны — эволюция и развитие и в бизнесе, и в большинстве других отраслей не добровольная, нужна конкуренция и другие подталкивающие силы. Подобный проект — это возможность и для самого предпринимателя поработать над своим продуктом и усовершенствовать его в процессе обратной связи и разных задач.

Когда вы сами отбираете бизнесы для инвестирования, на какие аспекты вы в первую очередь обращаете внимание?

Я в первую очередь смотрю, какую проблему решает данный продукт или услуга и какая команда будет ее решать. Это реальная проблема или придуманная? Может кто-то уже удачно решает ее? Почему именно эта команда решит ее? В последнее время у меня выходит так, что мои проекты сосредоточены либо в сфере, которую я очень хорошо понимаю, либо направлены на развитие экосистемы Украины и во многом сознательно некоммерческие (BrainBasket, ассоциация "ангелов" UAngel, ассоциация международных инвесторов UVCA и т. д.).

Чему в первую очередь нашим предпринимателям стоило бы поучиться, попав в Силиконовую долину? С кем бы вы рекомендовали встретиться в любом случае? Почему?

Как правильно представить себя и продать взаимовыгодно инвестору, который будет верить и поддерживать развитие бизнеса. Если бы была такая возможность, я обязательно встретилась бы с Steve Jurvetson. Он, кроме того что очаровательный человек, один из ведущих венчурных инвесторов и визионеров.

Напомним, с 1 октября украинские предприниматели смогут принять участие в глобальном конкурсе "The Venture" от CHIVAS REGAL, поборовшись за грант в 1 миллион долларов

Украинские предприниматели смогут принять участие в глобальном конкурсе "The Venture" от CHIVAS REGAL, поборовшись за грант в 1 миллион долларов

Источник: https://delo.ua/businessman/chivas-regal-gotov-otdat-1-mln-dollarov-socialno-otvetstvennym-280603/ © delo.ua