Дополненная реальность: какой будет реклама через 5 лет

Согласно прогнозам экспертов, приложения дополненной реальности могут полностью изменить такие отрасли экономики, как розничная торговля, финансовые услуги, здравоохранение и транспорт

Дополненная реальность, или augmented reality (AR) — это среда с прямым или непрямым дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени с помощью планшетов, смартфонов и других гаджетов, а также программного обеспечения к ним. Как использовать ее для маркетинга и рекламы, пишет журнал "Твой Номер" №12/2013, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса.

Идея дополненной реальности сформировалась еще в 1960-е годы, когда исследователь Айвен Сазерленд, известный как отец компьютерной графики, написал статью под названием "Абсолютный дисплей", в которой рассмотрел возможность сочетания цифровой информации и человеческого зрения для создания иллюзии виденья сквозь стену. В начале 2000-х ученые из Колумбийского университета разработали инструменты, которые позволяли с помощью специальных очков видеть графику о тех районах Нью-Йорка, которые они проходили. С тех пор дополненная реальность начала захватывать мир.

Согласно прогнозу Reuters, мировой рынок дополненной реальности с игровыми, автомобильными, медицинскими, рекламными, оборонными, образовательными и геолокационными приложениями вырастет до $5,16 млрд до 2016 года, а до 2017 года пользователями всего мира будет загружено 2,5 млрд AR- дополнений.

Сегодня уже существуют тысячи AR- программ, которые использует аппаратные возможности мобильных устройств — GPS-модуль, камеру, акселерометр, гироскоп. Наиболее известными представителями такого софта являются браузеры дополненной реальности и игры для мобильных платформ, которые получили распространение на операционных системах iOS, Android, а также игровых приставок Sony PlayStation Vita и Nintendo 3DS и 3DS XL.

Google Glass

Наиболее раскручена сегодня концепция GoogleGlass, которая в результате должна реализовывать одновременно ряд функций: дополненную реальность, мобильную связь, интернет и видеорегистратор. Взаимодействие Glass с пользователем осуществляется через голосовые команды, жесты и систему передачи звука с использованием костной проводимости. Используя этот прибор, можно увидеть свой статус на странице в Facebook, обновление в Twitter, карты и многое другое, на фоне реального физического окружения. Инженеры Google пошли по пути ненавязчивости восприятия — используя не обычный наушник, а систему передачи звука через кости черепа, которая не будет задействовать барабанные перепонки и даст пользователю возможность полноценно воспринимать окружающий мир с помощью слуха.

AR-программы: GoogleNow, Google Maps, Skitch , New York Times, Path

Печатная продукция

Дополненная реальность используется в печатной продукции благодаря распространению так называемых браузеров дополненной реальности — Wikitude, Layar, blippAR. В газеты, буклеты, проспекты, журналы и даже географические карты устанавливаются изображения, которые служат метками для визуализации цифровых объектов. В роли дополняющей информации может выступать текст, изображение, видео, звук или трехмерные объекты, статичные или анимированные, — фактически любые цифровые данные. С помощью приложений планшеты и смартфоны сканируют метки, получая доступ к заложенному контенту. В периодике дополненная реальность чаще используется для визуализации рекламы, как маркетинговый инструмент, который привлекает внимание аудитории. В печатной продукции стало возможным создание видео­презентаций, встроенных в обычный буклет или видеосюжетов внутри журналов и газет.

AR-программы: Junaio, Netpage, Aurasma

Туризм, экскурсии и учеба

В незнакомом квартале или в новом городе AR-приложения могут наглядно показать, что находится вокруг и куда надо идти. В таких приложениях есть фильтрация по категориям, которая позволяет найти именно то, что нужно, будь то кофейня, ресторан или музей. При этом можно не бояться пойти не в том направлении, потому что программа автоматически перестраивается в соответствии с тем, что вы видите, потому всегда правильно скажет, куда свернуть, чтобы прийти в нужную точку.

AR дает возможность показать туристам местные достопримечательности такими, какими они были в прошлом, путем наложения трехмерного изображения исторических объектов на реальный вид улицы или дома. Заодно благодаря таким приложения турист может узнать о специальных акциях в магазинах и лучших блюдах в ресторанах.

AR-программы: City Lens, Across Air, Reliving the Revolution

Поход за покупками

С помощью дополненной реальности уже можно пересматривать виртуальные каталоги одежды от любимых брендов, делать покупки прямо в журнале, как это предлагает издание Esquire, или прогуливаться по виртуальным магазинам. Для пользователей это чудесный способ сэкономить время, для фирм — деньги на офисной недвижимости.

Существующие магазины могут использовать дополненную реальность, показывая прямо на полках товары, которые скоро появятся в продаже или которые уже есть, но в другом магазине сети. Сегодня витринные образцы товаров стоят немало, и часто их потом выбрасывают. А в скором будущем с помощью AR можно будет сделать витрины интереснее и уменьшить расходы, заменив часть реальных объектов виртуальными.

AR-программы: Botta — Design, The Airwalk Invisible Pop Up Store

Книги

Книги дополненной реальности уже позволяют использовать смартфон или планшет для анимации объектов Солнечной системы или воссоздания динозавров на письменном столе у себя дома. Дополненная реальность создается благодаря специальным маркерам на страницах книги. Программное обеспечение, установленное на мобильном устройстве, сканирует и распознает контрастные метки. В результате книга о Солнечной системе позволит рассмотреть, например, астероид, смоделированный на основе фотографий, предоставленных космическим агентством NASA, переворачивая и выполняя с ним разные манипуляции. На одном из разворотов виртуальной книги изображен марсоход, управление которым осуществляется с помощью сенсорного пульта на экране планшета.

AR-программы: Carlton AR books, Occupational Safety Scaffolding

Планирование помещений

Дополненная реальность может помочь, когда нужно переставить мебель — специальное приложение позволяет виртуально расставлять в своей квартире кровать, комод и диван и собственными глазами видеть, как и где они будут стоять, еще до покупки.

Архитекторам и специалистам по дизайну с помощью трехмерных AR- демонстраций, которые сочетают реальные и цифровые объекты, можно показывать клиентам возможные варианты ремонта и строительства. А строителям — показывать, какой вид это все должно иметь в реальности. Кроме этого, AR- дополнение — эффективный канал для продажи объектов недвижимости.

AR-программы: Artwall

Навигаторы

Японская компания Pioneer выпускает автомобильные навигационные системы с дополненной реальностью. Камера, установленная рядом с зеркалом заднего вида, постоянно сканирует дорогу и выводит видеоизображение на традиционный LCD- дисплей на приборной панели. Система накладывает цифровые данные на видеоизображение из камеры, которая распознает транспортные средства и дорожные знаки. Дисплей на приборной панели также отображает информацию о местных достопримечательностях, ресторанах, заправочных станциях и других местах в виде всплывающих иконок. Фотографии с бортовой камеры, сделанные во время прохождения заданного маршрута, хранятся на серверах Pioneer с целью дальнейшего использования другими водителями с такой же навигационной системой. Это позволяет в режиме реального времени следить за ситуацией на дороге.

Еще одна интересная программа iOnRoad Augmented Driving — приложение, которое помогает с навигацией и предотвращает столкновение. Оно использует камеру смартфона, GPS и другие датчики для анализа маршрута и местонахождения других автомобилей. Также программа определяет, когда и где вы припарковались, помогая найти дорогу к авто.

AR-программы: Pioneer Cyber Navi, iOnRoad Augmented Driving

Индустрия развлечений

Уже в ближайшем будущем появится большое количество игр на основе дополненной реальности. Ведь их главное преимущество — в миксе объектов из реального мира и виртуального пространства. Создание AR- игры позволяет заработать не только непосредственно на нее, но и на продаже рекламы в самой игре.

AR-программы: Jen­gAR, Minecraft Reality, Levity Novelty LLC

Читать статью в журнале "Твой Номер"