Электронная коммерция в Украине развивается вне правового поля

Рост легального рынка электронной коммерции в Украине сдерживает отсутствие законодательства и риски со стороны государства

Без понятных и прозрачных правил игры в сфере электронной коммерции этот рынок не сможет полноценно развиваться, уверены ключевые эксперты Украинского форума интернет-деятелей iForum 2012, который прошел 17 апреля в Киеве.

Закон на стадии доработки

"Рост не останавливает отсутствие законодательства", — говорит директор компании OWOX Владислав Флакс. По его словам, согласно исследованиям Gemius, 50 % пользователей заказывают товары и услуги в Интернете, при этом проникновение отечественных интернет-магазинов составляет 40 %. Это неплохой показатель, считает Флакс.

Если бы удалось принять законопроект "Об электронной коммерции", это явление развивалось бы еще быстрее, говорит один из авторов законопроекта гендиректор WebMoney Украина Алексей Титов.

"Если мы говорим о государственной помощи, то, наверное, нужно введение прозрачных правил игры для электронной коммерции, для правового статуса денег в интернете. Такого правового статуса пока нет. Я как один из разработчиков проекта закона "Об электронной коммерции" скажу так, что сделки в Интернете, совершение и осуществление договорных денег неурегулировано", — рассказал Титов.

По его словам, законопроект сейчас находится на стадии доработки. По просьбе регуляторов оттуда исключили определение электронных денег. Титов высказал предположение, что даже если удастся принять закон, остаются риски со стороны государства, которое "сможет по-разному трактовать юридически значимые сделки".

Много споров вызывает и само понятие электронной коммерции. В Украине, как и в странах СНГ, электронной коммерцией традиционно считаются такие сделки, в которых клиент платит при получении заказа. "Если в момент удаленного общения сторон возникают обязательства — вот это мы (в законопроекте — ред.) назвали электронной коммерцией", — рассказал Титов. По мнению директора OWOX, электронной коммерцией могут считаться сделки, решение о которых клиенты и продавцы принимают в онлайне.

Зеркало украинского бизнеса

Разговоры о том, что большая часть электронного бизнеса развивается вне правового поля и нелегальна, наталкивают экспертов на мысли, что такова природа украинского бизнеса в целом.

"Чем магазин, договорившийся с покупателем по телефону, отличается от магазина, договорившегося с покупателем по электронной почте, я в этой ситуации не понимаю. Он должен соблюдать законы в Украине, должен платить налоги, должен выдать покупателю чек", — считает гендиректор "Яндекс.Украина" Сергей Петренко.

Такого же мнения и создатель бизнес-инкубатора GrowthUp Денис Довгополый. "Мы тоже считаем, что такого понятия как электронная коммерция у нас не существует", — говорит он. Ритейл может работать по традиционной схеме, а может использовать новые каналы, электронный путь, но процесс торговли от этого не меняется.

Власти уже сделали одну попытку загнать интернет-магазины в правовые рамки. Так, их обязали иметь минимальный офис и склад, куда можно было бы прийти с проверкой. Эксперты считают, что регулировать новое поколение онлайновых точек торговли гораздо сложнее, потому что интернет-магазинов уже сейчас на порядок больше, чем обычных магазинов.