Юрисконсульт: Что меняет новый УПК в уголовном производстве в налоговой сфере

Эксперты PwC Украина, специализирующиеся на налоговых спорах, обращают внимание на возможные последствия имплементации новых процессуальных норм

20 ноября вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее — Кодекс), авторы которого утверждают, что его цель — внедрить европейские ценности и принципы в украинскую систему уголовной юстиции, где права человека будут ставиться во главу угла. Конечно, по сравнению с "Советским" кодексом, новый документ имеет ряд значительных изменений, трансформирующих систему уголовного расследования, однако действительно ли он внедрит европейские ценности и принципы?

Одно из наиболее важных изменений связано с тем, что в новом Кодексе отсутствует понятие "уголовное дело", вместо которого вводится понятие "уголовное производство".

Согласно предыдущему уголовно-процессуальному законодательству, следователь, получивший информацию о преступлении, имел до десяти дней для сбора доказательств и принятия решения по поводу возбуждения уголовного дела. Соответственно, лицо, подозреваемое в совершении преступления, имело право обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела, что было первым шагом в защите его невиновности.

Согласно новому Кодексу, следователь обязан поместить информацию о преступлении в Единый реестр досудебных расследований (далее — Реестр) на протяжении 24 часов с момента получения такой информации. Это и будет моментом начала уголовного производства, т.е. с этого момента следователь имеет право на проведение всех следственных действий (включая допросы, обыски, и проведение внешних экспертиз). Например, для дел, касающихся уклонения от уплаты налогов, это означает, что уголовный процесс начинается автоматически после того, как акт налоговой проверки вместе с уведомлением-решением передан налоговой милиции. Новый Кодекс не предоставляет права обжаловать внесение информации в Реестр, то есть, существовавшая ранее возможность немедленно остановить уголовный процесс теперь отсутствует.

Также, согласно новому документу, уголовное производство не ограничено во времени. Когда собрано достаточное количество доказательств, указывающих на то, что определенное лицо совершило преступление, следователь посылает уведомление о подозрении такому лицу. И только с момента, когда уведомление доставлено такому лицу, следователь имеет ограниченный срок для завершения расследования (по общему правилу, срок составляет два месяца, однако может быть продлен до 12 месяцев).

Кроме этого, согласно Кодексу следователь не обязан информировать лицо об открытии уголовного производства, и также не указано, каким образом будет предоставляться информация из Реестра. Следовательно, лицо может узнать о существовании уголовного производства в отношении него только тогда, когда будет получено уведомление о подозрении.

Еще одним из главных изменений в уголовном процессе является то что, функции контроля над следствием перенесены из органов прокуратуры в суд общей юрисдикции. Теперь контролировать следствие будут специально назначенные следственные судьи (по состоянию на сегодня такие судьи уже определены во всех судах). В обязанности этих судей входит контроль законности уголовного процесса, рассмотрение жалоб и заявлений, определение мер пресечения и прочее.

Кодекс устанавливает исчерпывающий список мер пресечения: личное обязательство, личное поручительство, залог, домашний арест и содержание под стражей (от меньшего — к большему). Решение, какую меру пресечения избрать принимает следственный судья, а следователь или прокурор, заявляющий о применении определенной меры пресечения, должен обосновать, что более мягкая мера не будет эффективной.

Одним из позитивных нововведений является ограничение суммы залога, который может быть применен к подозреваемому (например, в случае уклонения от уплаты налогов в большом размере залог по состоянию на 2012 год будет составлять от 22 360 до 89 440 гривен). При этом согласно Кодексу, в исключительных случаях суд может установить сумму залога в размере, превышающем максимальный размер, определенный законом. Напомним, что согласно старому закону, сумма залога не могла быть меньше, чем материальный вред причиненный преступлением.

Кодекс также содержит другие важные изменения, к примеру:

  • только адвокат, зарегистрированный в Едином реестре адвокатов Украины, может выступать защитником подозреваемого в уголовном процессе;
  • защита имеет право подать следователю ходатайство о проведении следственных действий, а в случае необоснованного отказа — обжаловать отказ следственному судье;
  • Кодекс предоставляет сторонам уголовного процесса право фиксировать следственные действия с помощью любого технического устройства (например, на фото- и видеокамеры, мобильные телефоны и прочее);
  • суд выносит приговор о виновности или невиновности лица и не имеет права отправить дело на дополнительное расследование.

Итак, приближает ли новый Кодекс украинский уголовный процесс к более цивилизованному подходу? С одной стороны, новый Кодекс продвигает украинский уголовный процесс на шаг вперед, предоставляя защитникам дополнительные права, ограничивая сумму залога и внедряя больший контроль над следователями через следственного судью. В то же время, с другой стороны, он разрешает следователям проводить следственные действия, в том числе негласные, на протяжении неограниченного периода времени. Однако сегодня ясно одно: только практическое применение Кодекса покажет, в какую сторону движется украинская система уголовной юстиции.

Авторы:

Сергей Верланов, адвокат, к. ю. н., менеджер, PwC Украина

Александр Процюк, адвокат, юрист, PwC Украина