Как открыть сервис доставки продуктов

Интернет уже добрался до традиционных супермаркетов и активно внедряется в их работу. Как превратить онлайн-заказ продуктов в обычном магазине в бизнес, "Делу" рассказал создатель сервиса Zakaz.ua Егор Анчишкин

Полтора года назад в Киеве появилась первая фирма, предлагающая услуги по заказу, сборке и доставке товаров сразу из нескольких крупнейших супермаркетов столицы. Создатели сервиса Zakaz.ua перефотографировали полки нескольких популярных магазинов, объединив эту базу данных с системами учета товаров. Заказанные на сайте продукты за несколько часов собирают в торговых залах и доставляют по всему Киеву. Создатели бизнеса хотели автоматизировать процесс покупки продуктов для сознательных людей. В итоге получился оригинальный сервис, что-то вроде "интернет доставки версии 2.0", как называет свое детище предприниматель Егор Анчишкин.

Автоматизация коснется и сборки продуктов

Идея проекта посетила Анчишкина в 2009-ом году во время работы в Японии, стране, где автоматизация человеческого труда достигает небывалых высот. Наблюдая за роботами-регулировщиками уличного движения и автоматами, варящими суп, предприниматель задумался над тем, каких профессий уже в самом ближайшем будущем коснется автоматизация. Посоветовавшись с друзьями, пришел к выводу, что более всего риску исчезновения, в виду технического прогресса, подвержены профессии в торговле. Именно в этой сфере и был начат бизнес.

"В январе 2010 мы решили, что нужно автоматизировать сборку продуктов. Покупатель еженедельно тратит часы своего времени на то, чтобы собрать продукты, и не все, и не всегда получают от этого глубокое эстетическое наслаждение", - рассказывает Анчишкин. Время - это единственный невосполнимый ресурс, а современному человеку надо около года жизни на поездки по супермаркетам, и только в 50 % случаев люди "отдыхают" в магазинах, рассказывает Егор. На этом и основывается бизнес-идея – как минимум половина клиентов будут довольны, если за них в супермаркете все продукты соберут и упакуют.

Чтобы наладить доставку продуктов из супермаркетов, Анчишкину и партнерам пришлось решить несколько ключевых проблем: наглядное представление продуктов на сайте, сложная система подсчета остатков, интеграция IT-систем проекта и магазинов, а также размежевание сервиса для разных супермаркетов. Сайт Zakaz.ua начинается с карты Киева, на которой обозначены супермаркеты-партнеры сервиса. "Это тесно связано с нашей бизнес-моделью. Мы не "еще один интернет-магазин". Мы хотим дать человеку четкое понимание, что он выбирает, где и что покупать", - говорит предприниматель.

"Коробки" будут менять модель бизнеса

Сейчас с Zakaz.ua сотрудничают 7 торговых точек. По словам Анчишкина, договориться о партнерстве с супермаркетами несложно, так как все постоянно ищут новые каналы продаж. На фоне перегретой долговой нагрузки крупные магазины и сети не гоняются за новой землей, а хотят построить более эффективные бизнес-процессы и получить прибыль. 

"Если до 2008 года у собственников супермаркетов еще была мечта, что можно построить пару "коробок", а потом все прекрасно продать, то сейчас мечты развеяны. В Украине тяжело достается земля, а управление самой сетью - сверх-сложное дело. Таким образом, построить что-либо конкурентное национального масштба быстро не получится.  Вот и имеем фрагментацию, когда 5 крупнейших ритейлеров занимают около 20 % рынка", - поясняет Анчишкин. 

По его словам, владельцы торгового бизнеса стали понимать, покупателя необходимо "вылавливать" самыми разными способами. Пока что изменения в своих налаженных бизнес-процессах идут тяжело, однако перспектива активной Интернет-торговли уже видна. "Интернет предоставляет небывалую возможность – вы покрываете весь город, открыв всего еще один супермаркет, без необходимости строительства или покупки земли", - говорит предприниматель.

Изобрели собственную систему фотосъемки и учета товара

Супермаркеты охотно сотрудничают с сервисом на условиях, что все работы по "оцифровке" продуктов выполняются работниками проекта. Фотографии товара на сайте максимально приближены к действительности. Чтобы добиться этого, создатели сервиса изобрели небольшую фотостудию на колесах. Она представляет собой коробку из пластика с камерами и встроенной системой освещения, которую перемещают по залу, постепенно снимая товар с полок и фотографируя его.

"Мы потратили половину времени в нашем проекте на отладку технологии сканирования, которая максимально все автоматизирует. Нам не нужно производить суперкачественные фото для бигборда, но нам надо отснять объект со всех сторон для того, чтобы у людей была вся информация для выбора", - говорит Анчишкин. По его словам, чтобы отснять товар одного супермаркета, нужно в среднем 2-3 недели. 

Анчишкин рассказывает, что самое дорогое в организации подобного бизнеса – затраты на работу программистов. Огромная проблема возникает с системой учета товаров. "Мы настраиваем обмен информацией с IT-службой супермаркета. Раз в сутки получаем цены, остатки, движения товара", - говорит предприниматель. По сути сервис имеет "предсказательную" компоненту для наличия каждого товара на полке.

За год сети сгенерирoвали порядка 16 миллионов гривен продаж благодаря проекту 

Сервис зарабатывает на комиссии от предоставляемых услуг. Сборка продуктов стоит клиентам 12 гривен, доставка по Киеву – в пределах 35 гривен, а товар продается по цене супермаркетов.
Егор Анчишкин говорит, что через полтора года после запуска сейчас его бизнес растет со скоростью 15% от месяца к месяцу. "За 2011 год мы создали оборот около 2 млн. долларов для сетей, то есть немного", - говорит менеджер. Анчишкин признается, что в бизнесе участвует инвестор-соучередитель, который вложил в проект "сотни тысяч долларов". Несмотря на красоту цифр, сервис еще не вышел на окупаемость. "Вот уже 22-ой месяц моя зарплата равна ноль. Я по-прежнему не могу заплатить себе, пока мы не получим прибыль.", - говорит директор Zakaz.ua.

Однако стартап уже прошел стадию "голого социального риска", когда бизнес-модель еще не опробована, и никто не верит в успех предприятия. Анчишкин говорит, что пережить периоды фрустрации его бизнесу помогла философская основа – желание изменить принципы, по которым работают онлайн-магазины. Интернет, по его словам, атакует различные индустрии в два подхода.

"В первый подход обычно слишком много оптимизма, ожиданий и инвестиций. В 1999-2000 люди говорили, что абсолютно все будет продаваться через Интернет. Из первого такого бума вышел только один победитель, компания Amazon, и она сейчас конкурирует даже с оффлайновыми ритейлерами", - говорит предприниматель. Он считает, что онлайн-коммерция переживает вторую волну, которая более медленная, но навсегда изменит лицо розницы – интернет-магазины окажутся в тесной связке с оффлайновыми супермаркетами и сервисами доставки.