От мебели до велосипеда: как предприниматель превратился в стартапера

История о том, как давно состоявшийся предприниматель превратился в стартапера и планирует завоевывать европейский рынок новым продуктом

Подача проектов на конкурс стартапов The Venture от CHIVAS REGAL еще не закончена, но мы не могли отказать себе в удовольствии полюбопытствовать, кто уже подался, и начать писать о них. Начать решили с самой удивительной на наш взгляд инновации — первого серийного деревянного велосипеда

После 15 лет предпринимательства Валерий Горбатов решил создать свой стартап. Да, именно в такой последовательности. Теперь он занимается созданием деревянных велосипедов для взрослых, готовит к выпуску детскую партию и привлекает инвесторов, чтобы выйти на европейский рынок.

Woodrover

Экономический кризис и военные действия ничуть не мешают украинским предпринимателям развивать творчество и запускать принципиально новые даже для Европы проекты. Доказательство этому — киевский предприниматель Валерий Горбатов. В апреле этого года он захотел себе подарить на день рождения велосипед. Но решил не покупать модные спортивные бренды, а создать что-то под себя, уникальное и интересное. Профильная деятельность — изготовление серийной и дизайнерской мебели — подтолкнули к мысли, а почему бы не попробовать его сделать из такого неординарного материала как дерево.

"На американском сайте я увидел hand-made велосипед, который сделал один энтузиаст. И решил, почему бы и мне не попробовать", — говорит Валерий. И смеется, что стал единственным в мире конкурентом американца.

Чтобы воплотить задуманное в жизнь, над проектом Woodrover два с половиной месяца трудились сначала дизайнеры, потом инженеры, которые подбирали комплектующие, и столяры, вырезавшие подходящую раму из дерева. Стоит отметить, что велосипед не полностью сделан из дерева. Деревянная только рама. Вырезается она из ясеня, затем полируется, пропитывается растворами, защищающими древесину от влаги, и покрывается 12 слоями лака. По словам разработчиков, ясень — наиболее подходящая порода, так как это слоеное дерево, которое имеет мало дефектов и при долгом использовании не скручивается. К тому же это украинское дерево, и у нас в стране его достаточно. Выгода деревянной рамы еще и в том, что по ходовым характеристикам она лучше, чем алюминий и карбон.

"Дерево имеет трубчатую структуру, которая гасит вибрацию. В металле или карбоне этого нет. Для сравнения у нас стоит два велосипеда: алюминиевый и деревянный с одинаковыми характеристиками. Вначале мы даем человеку покататься на первом, потом на втором. И клиент сразу чувствует разницу", — с гордостью говорит Валерий. А если дерево при ударе повредится, то можно сделать реставрацию, и оно будет выглядеть как новое.

Все остальные составляющие для велобайка подбирали от разных мировых брендов. Колеса, переключатель передач и тормоза — от одного из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов японской компании Shimano, седло и ручки — от английской фирмы Brooks, а вилка — тайваньской компании SR Suntour. По функциональности получился горный велосипед.

От появления идеи до создания готового прототипа прошло всего четыре месяца. В сентябре у Woodrover был первый заезд на публике. Его прототип обошелся предпринимателю в 10 тыс. евро, а в процессе его создания участвовало 20 разных специалистов. "Мы полностью разрабатывали продукт, начиная с визитки и заканчивая сайтом на европейской платформе с расширением EU", — комментирует Валерий.

В финальной версии разработчики оценили деревянный байк в 2 860 евро. Довольно высокая цена объясняется тем, что в сборке применяются премиум-компоненты: трансмиссия, гидравлические тормоза, сидения. А на изготовление самой рамы уходит до двух месяцев.

"Наши клиенты — это не профессиональные спортсмены, но ценители качественного, красивого, экологичного и уникального продукта. Ведь рисунок рамы получается на каждом велосипеде разный, столярная работа на высоком уровне. Каждый велосипед маркируется, ставится серийный номер, даем гарантию на каждый компонент от колеса до рамы. Спортсмены нас, конечно, не понимают, но у нас ведь не только другие задачи, технологии, но и цена. Если наш велосипед стоит 2 800 евро, то профессиональные шоссейные — под 20 тысяч евро", — объясняет Валерий.

Посередине Валерий Горбатов с партнером по проекту Александром Чупринюк на первом пробном заезде woodrover

На сегодняшний день предприниматель продал уже 4 модели, все — отелям на Западной Украине. "У нас есть друзья в Мукачево, которые готовы сотрудничать с нами и хотят поставить несколько велосипедов в своих отелях. Пока мы не планируем открывать шоу-рум или магазин. У нас есть небольшой офис, куда человек может приехать и все сам посмотреть", — говорит предприниматель.

Велосипед без педалей

Сейчас команда работает над детским беспедальном вариантом — так называемым беговелом. Прототип уже готов, а через неделю начинаются массовые продажи. Стоить он будет в отличие от "старшего" брата в разы дешевле — всего $100-120. Как и Woodrover он будет не полностью деревянный (колеса, к примеру, из полиуретана), но разработчики уверяют, что все компоненты не токсичны, и для детей "беговел" безвреден. В Украине уже есть аналоги таких велосипедов — немецкая компания PUKY продает их по цене от четырех тысяч гривень, и спрос достаточно высок. Поэтому с ценой в $100-120 предприниматель рассчитывает завоевать этот рынок очень быстро. Тем более, что кроме существенно более низкой цены украинские производители делают детский продукт еще и более экологичным.

На данный момент команда ведет переговоры с украинским инвестором над привлечением первого раунда инвестиций, чтобы выйти с беговелом на глобальных рынок. А в январе проект стартует на Kickstarter, где предприниматель планирует собрать $100 тысяч на детский велосипед, снова для старта за рубежом. Но производить его все равно планирует в Украине.

На вопрос о прибыльности своей новой идеи Горбатов пока пожимает плечами, но оптимизма не теряет.

"Для меня это стартап. За полгода я познакомился с тысячами людей, которые меня вдохновляют и для которых хочется делать качественный продукт, — говорит он. — Но у нас скоро будет третий раунд переговоров с инвесторами, и если все пройдет успешно, то уже с марта мы планируем получать доход".