- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Проблема наших предпринимателей в том, что они делают то, что умеют, а не то, что нужно потребителю", — Александр Крамаренко
В чем, как ты считаешь, основная причина неконкурентоспособности наших производителей по сравнению с их европейскими коллегами?
Отсутствие внятного понимания "я делаю для этого человека вот этот товар (услугу), и он обязательно купит это за вот такую цену". Обычно (чаще всего) делают то, что умеют, а не то, что нужно потребителю. Вторая по частоте ошибка — не умеют управлять себестоимостью. Третья — не понимают, как достучаться до потребителя.
Большинство украинских стартапов — в сфере ИТ. Как ты думаешь, почему так и что должно произойти, чтобы так же активно появлялись стартапы в производственной сфере?
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВообще-то, ИТ — это и есть производство. Производство идей, в основном, еще услуг. Так что это прекрасно, раз украинские стартапы фокусируются там — постиндустриальное общество на дворе. Стоит ли нам гоняться за Китаем в части производства электроники, или за Филиппинами в части пошива рубашек? Не уверен. Себестоимость там всегда будет ниже: в Украине климат тяжелее (снег 4 месяца в году, как ни крути), да и рабочая сила умнее, а значит — дороже. Давайте торговать идеями, решениями, ну и тем, что нам удобно производить благодаря природным условиям (зерно, мясо, масличные). Мы должны отдавать себе отчет в том, что участвуем в глобальном капиталистическом соревновании, в мировом разделении труда. А если говорить о производстве чего-то материального — давайте понимать, что для этого нужны материальные активы (цеха, оборудование, оснастка, материалы, комплектующие). Все это требует вложений на старте. То есть высока цена входа в проект. Уплатить такую цену возможно благодаря инвестиции или кредиту — при условии наличия дешевых денег (до 5-7% годовых в национальной валюте). Вот и ответ.
Можешь ли ты назвать компанию или сферу, в которую решил бы вложить деньги, будь ты инвестором?
"Киевводоканал", "Киевгаз", любые региональные водоканалы, горгазы, "…энерго". Это на первое. На второе — производство еды. Особенно — сельхозсырье и его переработка. Третье — розничная торговля и общественное питание (фастфуд). Четвертое — что-то связанное с ИТ. Но исключительно в сфере В2В.
За многие годы пустого пиара на КСО, термин "социальная ответственность" приобрел негативный оттенок. Как ты считаешь, в чем действительно заключается социальная ответственность бизнеса, и как компании должны проявлять ее, чтобы это вызывало желание следовать их примеру, а не отторжение?
Уверен, что главных требований в части КСО три. Перечислю их в порядке снижения приоритетности. Причем, я настаиваю, что А вдвое важнее, чем Б; а Б, в свою очередь, втрое важнее, чем В:
А) экологичные принципы ведения бизнеса. И не только в части минимизации влияния на окружающую среду. Это же и этика во взаимоотношениях со стейкхолдерами, включая не только поставщиков и потребителей, но и персонал, мелких акционеров и т.п. Грубо говоря, "не надо гадить там, где ешь и работаешь". Сюда же я отнесу принцип "давай заработать своим" — в смысле отечественным компаниям, поставщикам, подрядчикам. Как там — "Еккл. 11:1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его". На самом деле тут никаких rocket science — все предельно логично и прагматично.
Б) создание все более квалифицированных, а значит высокооплачиваемых и комфортных, рабочих мест. Особенно, если речь идет о так называемом "первом рабочем месте": таких рабочих местах, на которые придут, в основном, начинающие свою трудовую деятельность.
В) уплата налогов. Бежать впереди паровоза не следует, иначе бизнес умрет. Но и прятать по заначкам все подряд не стоит.
Прямая благотворительность? Почему нет?! Вот только точно не надо кричать об этом на каждом углу.