Жидкокристаллический бум

В 2006 году в Украине LCD-телевизоров продано на 100 миллионов долларов. Рост рынка в денежном выражении — 250%, а в количественном — 323%. В холдинге AVentures Group существенную разницу темпов роста в количественном выражении и в деньгах объясняют сниже

рынка называют несколько причин, повлиявших на хорошие продажи ЖК-телевизоров. «Главная причина — ценовая эрозия данной товарной группы, которая вызвана удешевлением производства ЖК-панелей», — говорит Андрей Барановский, продакт-менеджер AV-департамента компании Samsung.

По его словам, ранее производство крупных LCD-телевизоров было высокозатратным и технологически трудным. Из-за этого выход годных экземпляров ЖК-матриц был крайне малым. Поэтому панели и продукты на их базе, в частности телевизоры, стоили очень дорого. «Сегодня производственные трудности позади. Наши заводы без труда могут выпускать жидкокристаллические панели очень большого размера, вплоть до 70 дюймов и более в необходимых количествах», — отмечает Андрей Барановский.

Также дешевеет электронная «начинка» телевизоров, хотя и не так стремительно. «Например, микросхемы занимают все меньше места, а их функциональность со временем увеличивается», — говорит Наталья Сергиенко, маркетинг-менеджер представительства LG Electronics.

Евгения Чернега, специалист по маркетингу представительства Sony в Украине, считает, что на темпы роста рынка благоприятно повлияло широкое распространение кредитования: «Значительное количество украинцев оценили преимущества кредитования, что сыграло свою роль в динамичном развитии всех рыночных сегментов электроники, в частности, рынка ЖК-телевизоров».

Все эти причины, а также красивый дизайн, рост доходов населения, мода на новые технологичные продукты и отличное качество изображения LCD-телевизоров по сравнению с ЭЛТ-телевизорами не оставляют последним шансов, утверждают участники рынка. Они уверены — лавинообразный рост продаж ЖК-панелей сохранится еще на протяжении трех лет.

Каналы продаж и ценовые сегменты

В Украине основную (92%) долю рынка занимают семь компаний-производителей LCD-телевизоров. В тройке лидеров — Samsung (36%), Sony и LG. На рынке работают 15-20 крупных дистрибуторов, которые реализуют продукцию через такие торговые сети, как «Фокстрот», FoxMart, «МегаМакс», «Домотехника», City.com, «АБВ-Техника», Target, «Ост-Вест».

Игорь Рубан, начальник отдела аудио и видео компании «Фокстрот. Техника для дома», говорит, что при оценке количества крупнейших украинских дистрибуторов следует учитывать стратегию и политику в отношении каналов распределения конкретных производителей, а также специфику самого продукта. Есть торговые марки, позиционирующиеся в премиум-сегменте, например Loewe, которые представлены очень ограниченным числом дистрибуторов. Это могут быть как крупные розничные, так и небольшие оптовые компании.

Эксперты AVentures Group отмечают, что на протяжении 2006 года произошло перераспределение долей ценовых сегментов из-за снижения стоимости ЖК-панелей, которое, в свою очередь, изменило картину спроса на различные диагонали телевизоров. Самую большую долю (25%) в годовых продажах удерживает сегмент 1-1,2 тысячи долларов. Кстати, за 2006 год доля этого сегмента почти удвоилась — с 16% в первом квартале до 31% в четвертом. В то же время доля телевизоров стоимостью до 1 тысячи долларов снизилась с 67 до 50% за тот же промежуток времени.

Наибольшей популярностью в прошлом году пользовались телевизоры с размерами экранов 20, 26-27 и 30-32 дюймов. Хорошую динамику продаж показали панели с диагональю 30-32 дюйма. Их доля с начала и до конца 2006 года выросла с 15 до 32% и вывела их на первое место по востребованности.

ЖК-панели будут дешеветь

В течение ближайших двух-трех лет на украинском рынке ЖК-панелей эксперты прогнозируют рост продаж и снижение цен на продукцию. Эти тенденции будут обусловлены двумя факторами: ростом доходов населения, появлением новых технологий и удешевлением процесса производства.

По прогнозам AVentures Group, в 2007 году будет реализовано 320 тысяч LCD-телевизоров на сумму 256 миллионов долларов. Доля ЖК-панелей в общей структуре продаж телевизионных приемников (ЭЛТ, «плазма», LCD, проекционные) вырастет до 15%. Телевизоры с диагональю 32 дюйма упадут в цене на 20-25%, а модели до 32 дюймов — на 10-15%. Средняя себестоимость продаж снизится на 12% по отношению к показателю за 2006 год — до 800 долларов.

«Рынок еще весьма и весьма далек от насыщения», — говорят в компании Samsung. Свежую кровь развитию добавит появление в сетке телевещания каналов, передающих сигнал высокой четкости (HDTV), а также фильмов высокого качества (HD-Video).

Компания Sony связывает будущее LCD-телевизоров с форматом картинки Full HD. «В скором будущем он станет стандартом для жидкокристаллических телевизоров. Это случится, когда люди поймут, что такие телевизоры стоят потраченных денег», — уверена Евгения Чернега.

Компания предлагает концепцию «Мир высокой четкости». В частности, ею были выпущены видеокамеры Handycam, которые дали возможность снимать фильмы в формате Full HD.

Этим летом Sony представляет качество Full HD в линейке фотоаппаратов Cyber-shot. «Мы считаем, что эти решения — ключ к переходу от кинескопных телевизоров к жидкокристаллическим», — резюмирует Евгения Чернега.