114 депутатов подали в ВР проект либеральной налоговой реформы

Обнародован более радикальный, чем у Кабмина, проект налоговой реформы, который предполагает снижение основных ставок, сокращение функций ГФС и ликвидацию налоговой милиции

Депутаты Верховной Рады предлагают снизить базовую ставку налога на прибыль до 15% с нынешних 18% и ввести налогообложение распределенной прибыли и приравненных к ней платежей.

Такая норма содержится в проекте налоговой реформы, зарегистрированном в парламенте в понедельник 114 депутатами.

Согласно пояснительной записке, законопроектом предлагается внести ряд изменений в Налоговый кодекс Украины и других законов, которыми предусматривается:

По администрированию налогов:

- Внедрение электронного кабинета налогоплательщика — онлайн доступ налогоплательщиков к управлению лицевым счетом (учет платежей, авансов, переплат, зачеты, налоговый долг);

- Переход к новой системе апелляционных обжалований плательщиками решений контролирующих органов — второй уровень апелляций перемещается в Министерство финансов Украины;

- Введение института налоговых консультантов с использованием опыта Польши и Германии как наиболее удачного (помощь в уплате налогов, составлении отчетности, представление интересов плательщика в суде и налоговых органах);

- Разделение функций "формирования" и "реализации" фискальной политики: Министерство финансов становится единым центром принятия управленческих решений. В частности, в сферу ответственности Министерства финансов переходят: функции анализа и прогноза уплаты налогов; блок информационного обеспечения — базы данных, кроме реестров (как результат — невозможность искажения налоговой информации); политика учета плательщиков и планирование их проверок; уровень кассации жалоб (право на отмену решений контролирующих органов);

- Контролирующие органы не имеют каких-либо законодательной и нормативной инициативы и действуют исключительно по правилам и процедурам, разработанным Министерством финансов (как результат — процедурный беспорядок и издевательства над бизнесом прекращаются).

- "Демилитаризация" налогового контроля — ликвидация налоговой милиции и создания нового правоохранительного органа (Службы финансовых расследований) в рядах Министерства финансов;

- Переход к новой структуре фискальных органов: налоговые инспекции смогут осуществлять только сервисные функции и без функций налогового контроля.

По налогу на прибыль предприятий:

- Прогрессивная реформация объекта налогообложения: распределенная прибыль и приравненные к нему платежи;

- Снижение базовой ставки налога до 15% (действующая — 18%);

- Налоговый период — календарный год;

- Сумма налога уплачена в течение года учитывается при определении суммы налога по итогам года;

- Четкие переходные положения — накопленные переплаты по налогу на прибыль по состоянию на 01.01.2016 года учитываются в уменьшение суммы налога на прибыль в последующих отчетных периодах;

- Облагается распределенная прибыль в виде начисленных дивидендов, выплачиваемая в пользу: физических лиц, неплательщиков налога на прибыль, нерезидентов;

- Облагаются приравненные к распределению прибыли платежи и суммы:

  • превышение порога ограничения по суммам процентов по долговым обязательствам от нерезидента — связанного лица (превышение 50% максимального размера ставки НБУ по внешним заимствованиям — правила "тонкой капитализации")
  • суммы превышения цен определенных по правилам ТЦУ над договорной цене по операциям со связанными лицами иа нерезидентами, расположенных в низконалоговых юрисдикциях и оффшорных зонах;

При обосновании цены по правилам ТЦО не приравниваются к распределению прибыли:

  • Суммы превышения 0,5% от дохода плательщика, уплаченных в пользу некоммерческой организации;
  • Суммы (100%) выплат на страхование (перестрахование) страховщиков — резидентов в пользу страховщиков-нерезидентов
  • сумма превышения обычной цены над договорной при осуществлении операций по продаже неплательщикам налога на прибыль, в том числе тем, кто применяет упрощенную систему налогообложения;

Для неприбыльных организаций сохранено действующие критерии относительно статуса их неприбыльности.

По налогу на добавленную стоимость:

- Снижение ставки налога до 15% (действующая 20%): ставка 15% является минимальной стандартной ставке по законодательству ЕС Директивой Совета 2006/112 / ЕС о совместной системе НДС;

- Решение проблемы вымывания оборотных средств плательщиков: увеличение овердрафта с среднемесячных налоговых обязательств к уплате на среднемесячные объемы начисленных налоговых обязательств плательщика, а также предоставление возможности регистрации налоговых накладных с опозданием без пополнения НДС счета путем изменения показателей формулы (замена показателя Sперев. на Sпод.видана)

- Запрет отмены контролирующим органом сумм налогового кредита по формальным признакам: налоговый кредит может быть отменено только в случае обнаружения ошибки в ИНН или в формировании его по необлагаемым операциям;

- Внедрение бюджетного возмещения в автоматическом режиме для всех сумм НДС подтвержденных СЕА НДС отмены ограничений на автоматическое возмещение (критерии)

- Введение публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение: обнародование информации о состоянии возмещения НДС в разрезе отдельных налогоплательщиков и заявленных ими к возмещению из бюджета сумм НДС;

- Введение обязанности возмещения НДС исключительно в порядке очередности поступления заявлений;

- Блокировка схем формирования фиктивного кредита с использованием СЭА НДС возврат из бюджета излишне уплаченных средств исключительно через электронный счет в СЕА НДС;

- Введение системы защиты добросовестного плательщика от несвоевременной регистрации налоговых накладных / корректировок и обеспечения исправления ошибок контрагентами: предвидение возможности подачи жалоб налогоплательщиком на контрагентов с последующей его проверкой контролирующим органом в течение 15 дней и наложением штрафов за несвоевременную регистрацию и не исправление ошибок в налоговых накладных;

- Установление, что база налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг не может быть ниже обычных цен (вместо "не может быть ниже их себестоимости")

- Невозможность аннулирования регистрации плательщика НДС по формальным основаниям (на основании записи об отсутствии его по местонахождению или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице)

- Установление механизма предотвращения использования предприятиями искусственно созданного налогового кредита: установление правила доначисления обязательств в случае выявления по результатам выборочной инвентаризации недостачи приобретенных товаров/необоротных активов;

- Устранение разногласий между показателями формулы СЭА НДС и данными налоговой декларации по НДС: предоставление временной возможности (2 месяца) учета в показателях формулы СЕА НДС показателей по уточненным декларациям по НДС за период до 1 июля 2015 году, при проведении проверки контролирующим органом таких уточнений;

- Введение возможности учета в формуле СЭА НДС налогового кредита по операциям с нерезидентом на основании налоговых накладных зарегистрированных с опозданием;

- Введение кассового метода возникновения налоговых обязательств и налогового кредита для предприятий топливно-энергетического комплекса;

- Применение специального режима налогообложения НДС сельскохозяйственным предприятием только по операциям в животноводстве;

Отмена особенностей налогообложения НДС при поставке зерновых и технических культур, все плательщики, которые будут экспортировать зерно будут иметь право на бюджетное возмещение НДС.

По акцизному налогу:

Внедрение системы электронного администрирования реализации топлива:

- Введение акцизной накладной, как обязательного электронного документа, который будет состоять при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке;

- Предотвращения случаев реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, из которых не уплачен акцизный налог;

- Изменение единицы измерения топлива из килограммов в литры приведенных к температуре 150С, для которых установлены ставки акцизного налога (общеевропейская практика);

Постепенное увеличение в течение 3 лет (в 2016-2018 годах) ставок акцизного налога на спирт, алкогольные напитки и пиво — на 15% ежегодно, а на табачные изделия — на 20% ежегодно.

По налогу на доходы физических лиц:

- Уменьшение базовой ставки НДФЛ до 10% (действующая 15/20%);

- Установление ставки 5% на дивиденды, выплачиваемые плательщиками распределенной прибыли, ставки 20% — на дивиденды, которые выплачиваются плательщиками распределенной прибыли, на выигрыши, призы, подарки;

- Увеличение до 10 прожиточных минимумов, установленных для нетрудоспособных лиц, (это максимальный размер назначения пенсии) порога для налогообложения пенсий (действующая редакция от 3-х МЗП или 3654 грн.)

- Расширение круга лиц первой степени родства при налогообложении наследства

- Установление распределения 50/50 уплачиваемого НДФЛ между местными бюджетами по месту жительства и по месту работы налогоплательщика;

Новая система налогообложения доходов от осуществления деятельности:

1 категория — мелкая единоличная деятельность (новая).

Физические лица, не зарегистрированные как предприниматели без права найма других лиц;

Виды деятельности — розничная торговля; предоставление бытовых услуг населению; традиционные народные промыслы (перечень устанавливается местным советом).

Объем годового дохода: до 250 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года (в 2015 году — 304,5 тыс. грн);

Регистрация: заявочный принцип с подачей заявления в орган местного самоуправления (сельсовета, горсовета, райсовета и т.п.). Местный орган самоуправления уведомляет орган ГФСУ о таком заявлении. Орган ГФСУ берет такое физическое лицо на налоговый учет в качестве плательщика НДФЛ по фиксированному размеру;

Размер налога: фиксированный размер НДФЛ в месяц 10% минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (в 2015 году — 121,8 грн. В расчете на месяц);

Отчетный период: календарный год, за который подается декларация упрощенной формы о доходах, полученных от осуществления такой деятельности;

Отсутствие требований по государственной регистрации предпринимателем;

Отсутствие требований по ведению учета доходов и расходов;

Самостоятельное определение базы начисления ЕСВ;

2 категория — "смягченная" общая система (новая).

Уплата НДФЛ с прибыли:

Физические лица — предприниматели и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность;

Виды деятельности — ограничены;

Количество наемных работников не ограничено;

Объем годового дохода — до 4000 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (в 2015 году — 4,87 млн грн.);

Объект налогообложения: доход — разница между доходами и расходами (то есть прибыль).

Ставка налога: 10%;

Упрощенный учет доходов и расходов по кассовому методу;

Упрощенные требования к подтверждающим документам (в т.ч. произвольной формы с обязательным указанием реквизитов, идентифицирующих контрагента);

Право на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей);

Перенос убытков, понесенных в отчетном году, на последующие годы до полного погашения (но не более 3 лет);

Отчетный период: календарный год, уплата — ежеквартально авансовыми платежами;

Не применение РРО плательщиками с объемом дохода до 1 млн грн;

Самостоятельное определение базы начисления ЕСВ;

3 категория — стандартная общая система (действующая)

Объем годового дохода — более 4000 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года;

Плательщик НДС на общих основаниях;

Объект налогообложения: прибыль (разница между доходом и расходами)

Полноценный учет доходов и расходов на основании документов, которые соответствуют требованиям бухгалтерского учета;

Ставка налога: 10%;

Ежеквартальные авансовые платежи НДФЛ;

Годовая декларация и окончательный расчет НДФЛ за отчетный год;

Самостоятельное определение базы начисления ЕСВ;

Отмена налоговой социальной льготы через совершенствование системы налоговых скидок:

Сохранение действующих налоговых скидок (на обучение, страхование, погашение процентов по ипотечному кредиту, на благотворительные взносы и т.д.). Размер налоговой социальной скидки — доход плательщика в месячном расчете уменьшается на размер одной минимальной заработной платы (в 2015 году — 1218 грн.) За каждое лицо семьи.

По упрощенной системе налогообложения:

Для плательщиков 1 и 2 группы единого налога — базовые элементы без изменений, + привязка объема доходов к размеру минимальной заработной платы;

Для плательщиков 3 группы — постепенное увеличение ставки:

2015 (действующая): 2% + оплата НДС или 4% без уплаты НДС

2016: 3% + оплата НДС или 6% без уплаты НДС

2017: 4% + оплата НДС или 8% без уплаты НДС

с 2018 года: 5% + оплата НДС или 10% без уплаты НДС

-Уменьшение годового объема дохода до 4000 минимальных заработных плат (около 5 млн грн. — с 20 млн);

Для плательщиков 4 группы — с/х производители: введение критериев к плательщикам налога:

- Годовой объем дохода в 100 млн грн;

- Площадь земель, используемая — до 3 тыс. га.

Установление ограничений, которые уменьшат риски использования плательщиков единого налога в схемах оптимизации плательщиками на общей системе налогообложения:

- Для физлиц-предпринимателей, которые ведут хозяйственную деятельность с юридическими лицами и одновременно находятся с ними в трудовых отношениях;

- Плательщиков 2 группы, которые осуществляют производство, поставку, продажу верхней одежды из меха и натуральной кожи;

- Плательщиков 2 группы в сфере гостиничного хозяйства, объекты которых соответствуют категории 3, 4, и 5 звезд;

- Субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере ресторанного хозяйства и выполняют функции отдельной структурной единицы ресторана (бара, кафе, столовой, кухни и т.п.);

- Запрещение применения упрощенной системы налогообложения при производстве, поставке, продаже (реализации) драгоценных металлов, камней, полудрагоценных камней, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, кроме предоставления услуг населению по ремонту ювелирных изделий.

По единому социальному взносу:

Установление единой ставки ЕСВ 20% при отмене максимальной величины базы начисления ЕСВ;

Отмена ЕСВ, который удерживается из заработной платы (дохода) работников (физических лиц) — 2%, 2,6%, 2,85%, 3,6% и 6,1%;

Установление для всех самозанятых лиц единой базы начисления ЕСВ — суммы, которая определяется такими плательщиками самостоятельно для себя (но не меньше минимального страхового взноса)

Распространение на самозанятых лиц страхового покрытия на случай временной потери трудоспособности и несчастного случая на производстве (сегодня добровольное участие)

Временное зачисление ЕСВ с дохода свыше 17 минимальных зарплат на персонифицированный счет физического лица в Ощадбанке с выплатой при наступлении пенсионного возраста — до полноценного внедрения системы накопительного пенсионного страхования.

Напомним, Министерство финансов Украины с 12 октября запустило концепцию налоговой реформы на новый круг обсуждения, отметив, что этот Всеукраинский проект "Национальный диалог: обсуждение концепции налоговой реформы" осуществляется по инициативе премьер-министра Арсения Яценюка.

Минфин прогнозирует определение окончательной модели налоговой реформы в ноябре 2015 года.

Комитет также обнародовал список авторов законопроекта:

  • Южанина Нина Петровна — народный депутат Украины;
  • Острикова Татьяна Георгиевна — народный депутат Украины;
  • Серветник Сергей — помощник-консультант народного депутата Украины
  • Южанина Н.П.;
  • Воробей Светлана — заместитель руководителя секретариата Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики;
  • Черкашин Вячеслав — эксперт по вопросам налогообложения инициативы Реанимационный Пакет Реформ;
  • Богданова Ольга — Управляющий партнер Аудиторской фирмы "OMP accounting and audit service LTD";
  • Шевцова Татьяна — Управляющий партнер Аудиторской фирмы "Капитал Плюс";
  • Соколов Михаил — ООО "Кесарив Консалтинг";
  • Олексенко Алексей — ОО "Палата налоговых консультантов";
  • Михайленко Дмитрий — управляющий партнер Юридической фирмы "ОМП";
  • Себастьянович Павел — группа "Налоговый кодекс Новой Страны";
  • Шемяткин Александр — адвокат АО "КМ Партнеры", партнер WTS Consulting;
  • Козак Тарас — Группа "Налоговый кодекс Новой Страны";
  • Антощук Лариса — директор ОО "Палата налоговых консультантов";
  • Дубровский Владимир — старший экономист CASE Ukraine;
  • Монин Даниил — соавтор концепции налоговой реформы от гражданского общества.