НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Авиазаконы "Слуг народа": "Налог на роскошь" и отмена НДС на полеты по стране

Фото: 112 канал
Фото: 112 канал
Количество пассажиров авиатранспорта в Украине растет четыре года подряд и нардепы подают законопроекты, которые по их мнению должны подстегнуть рынок авиаперевозок к бурному развитию. Эксперты идеи в целом поддерживают, но настроены пока скептически

Народные депутаты готовят новые правила для авиакомпаний. В четверг, 12 декабря, антикоррупционный комитет Верховной Рады рассматривал законопроект о денежных сборах за каждого человека и каждую тонну грузов, которые покидают воздушные ворота страны. Кроме того, на неделе транспортный комитет рекомендовал отменить парламенту НДС на внутренние авиаперевозки. Корреспондент Delo.ua разобрался, повлияет ли все это на конечную стоимость билета и какие проблемы могут обнажить новые правила.

Придется доплатить

Текст законопроекта о новом денежном сборе на сайте украинского парламента появился в середине ноября и с тех пор над ним успели поработать несколько комитетов. Авторы инициативы (группа депутатов из фракции "Слуга народа") предлагают закрепить в законодательстве обязательный неналоговый платеж, который будет идти в Спецфонд финансирования авиационной деятельности. Авиаперевозчики должны будут платить сбор за каждого пассажира и каждую тонну грузов, улетающих из украинских аэропортов. В частности, если человек путешествует внутри страны, то за него нужно заплатить 50 центов (12 грн). Если рейс международный — $2 (чуть больше 45 грн). Плата за грузовые перевозки выше: каждая тонна в пределах Украины — $2,5 (58 грн) и $10 (234 грн) если речь о других странах.

Чтобы оценить хотя бы примерные суммы, можно обратиться к Государственной службе статистики. По данным Госстата, количество пассажиров авиационного транспорта растет четвертый год подряд: в 2015 году перевезено 6,3 млн пассажиров, в 2016-м — 8,2 млн, в 2017-м — 10,5 млн, а в прошлом году — 12,5 млн человек. В этом году крупнейший украинский аэропорт "Борисполь" уже успел обойти показатели 2018-го, обслужив 12,6 млн человек за первые три квартала. Ожидается, что до конца года пассажиропоток составит больше 15 млн человек. Если предположить, что хотя бы треть улетает в другие страны, то только за счет главного воздушного узла страны авиационный спецфонд пополнится примерно на $5 млн (почти 118 млн грн).

Второй по популярности аэропорт "Киев" имени Игоря Сикорского с начала года обслужил 2,4 млн пассажиров. Из них на внутренних рейсах — 56,4 тысячи пассажиров. Это примерно 666 тысяч грн.

Авиационный эксперт, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что подобная практика распространена в мире: "В принципе, на них (подобные сборы — Delo.ua) смотрят, как на налог на роскошь, а в Италии он, кстати, так и называется. В зависимости откуда летишь взимается дополнительный сбор с пассажира. В Германии, насколько помню, от 5,5 евро до 42 евро. Но только с тех, кто вылетает заграницу. Налоги такого плана есть и в Испании, Франции, Нидерландах, Австрии".

Правда Ланецкий обращает внимание на важный нюанс — в первую очередь необходимо уточнить, не заменяет ли новый сбор уже существующих. Эксперт напомнил, что в украинских аэропортах есть, как минимум, сборы за обслуживание пассажиров и авиационную безопасность. "Кроме того, раньше был сбор за участие Украины в международных авиационных организациях. Где-то 2-3 года назад и он шел с каждого пассажира. Сейчас, насколько я знаю, его не взимают", — отмечает эксперт.

Речь идет об отдельном государственном авиационном сборе, который Верховный суд в мае 2018 года признал незаконным. Из пояснительной записки к законопроекту становится понятно, что это не замена старых сборов новым. Фактически, это даже не новый сбор. В воздушном кодексе Украины и сегодня существуют положения про аналогичную плату и за каждого отбывающего пассажира, и за каждую улетевшую тонну. Проблема скорее в администрировании этих сборов — по решению Конституционного суда Украины Кабинет министров не имеет права устанавливать общенациональные сборы или отдельные элементы их регулирования. Однако по нынедействующим правилам, именно правительство должно решать вопрос администрирования этих денег и утверждать процедуру их сбора.

"В связи с этим, а также учитывая практику неоднозначного толкования субъектами авиационной деятельности норм действующего законодательства, возникла необходимость разработки и принятия этого проекта", — говорится в пояснительной записке.

Именно поэтому в проекте прописаны некоторые исключения из правил, а также механизмы администрирования сбора. Например, авиакомпаниям не нужно будет платить за перевозку высших чиновников и официальных государственных делегаций, детей до двух лет или транзитных пассажиров. Кроме того, если нерегулярный рейс везет меньше десяти человек, то за них тоже не нужно платить. Как и за гуманитарную помощь, а также грузы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий или крушений самолетов. Собирать деньги за улетающих пассажиров будут раз в месяц, а информацию об их количестве или объемах груза нужно будет подать до 20 числа следующего месяца. На то, чтобы оплатить нужную сумму у компаний будет 30 дней. В случае задолженности мощности авиаперевозчика не будут перерегистрировать. Он также рискует лишиться возможности использовать взлетные полосы в украинских аэропортах.

Ланецкий говорит, что в сложившейся ситуации есть свои сложности. "С одной стороны у нас правительство ходит и рассказывает, что сделает все, чтобы как можно больше людей летало. И это правильно — надо сделать, чтобы в каждый областной центр летал самолет. Но одновременно с этим они рассказывают, что у нас очень дорогие билеты. При этом у нас есть НДС на внутренние билеты. В Европе почти нигде его нет. У нас есть акциз на топливо. В Европе его тоже практически нигде нет. Ну, а это не то, что авиакомпания платит из собственной прибыли. Нет. Это все перекладывается на билет. И это все, в конце концов, оплачивает пассажир", — объясняет эксперт.

Он приводит пример акциза на топливо. По словам Ланецкого, его должны платить все — и украинские авиакомпании, и иностранные. "Теоретически. Но практически получается по другому — иностранцы не заправляются в Украине. У нас топливо получается существенно дороже, чем заграницей. Это значит они у себя в Польше, Турции или Германии заправились, долетели, взяли пассажиров и, не заправляясь в Украине, улетели. И если мы уже вводим какой-то налог, то он должен быть для всех. Он должен взыматься и с тех, кто отсюда летит, и кто отсюда прилетает. Что бы не было снова такой ситуации, что местные резиденты этот налог платят, а иностранные — не должны", — говорит Ланецкий.

Эксперт добавляет — он бы понял вариант, если бы правительство решило отменить все дискриминационные налоги для украинских перевозчиков: "Например, тот же НДС. А вместо него — универсальный налог для всех".

К слову, Верховная Рада уже приближается к этому предложению эксперта. Комитет по вопросам транспорта и инфраструктуры 11 декабря рекомендовал принять за основу и в целом проект, который отменит НДС на внутренние авиаперевозки. "Отмена НДС на внутренние перелеты в первую очередь будет стимулировать авиаперевозки. Все мы путешествуем по стране, видим, как развивается отрасль, региональные аэропорты. Но если мы хотим, чтобы появлялось больше качественных внутренних перевозчиков по адекватной цене, то этот законопроект именно об этом", — добавил министр инфраструктуры Владислав Криклий, который и анонсировал эти изменения еще в октябре.

Ждать ли падения цен

Глава Центра транспортных стратегий Сергей Вовк отмечает — это позволит существенно снизить цену на билеты внутренних авиаперевозок. "Таким образом они станут более доступны. По крайней мере, если говорить о ключевых направлениях Киев-Львов и Киев-Одесса, то уже сейчас идет острая конкуренция между железнодорожным и авиационным транспортом. И можно ожидать того, что после отмены НДС часть пассажиров пересядет на самолеты. В целом, шаг — правильный, хотя не исключительный. Это не единственное, что может помочь. Ключевым показателем будет уровень доходов населения в следующем году. Но, я считаю, что решение правильное и его нужно было реализовывать", — объяснил он.

Экс-замминистра инфраструктуры, эксперт по вопросам транспорта Александр Кава настроен более скептически. Он говорит, что во многих странах действительно отказались от НДС на авиационное топливо для внутренних рейсов. Однако он сомневается, что в украинских реалиях это приведет к снижению тарифов. Кава напомнил — сегодня авиакомпании используют динамическое ценообразование, где могут существовать 20 тарифов эконом-класса и 6 первого класса. "Там очень сложные алгоритмы решают на каждый конкретный рейс сколько билетов и по какой цене предлагается. Вы можете купить билет за 20 евро, а рядом будет сидеть человек, который билет на этот же рейс купил за 400 евро. Пассажиры вообще могут не почувствовать отмену НДС, а авиакомпании и дальше будут проводить свою тарифную политику. Даже если средний тариф уменьшится, то пассажиры об этом не узнают — чаще всего его размер знает менеджмент авиакомпании и все. Эти цифры нигде не раскрываются", — объясняет он.

Сомневается эксперт, что это решение повлияет и на пассажиропоток: "У нас спрос на внутренние авиарейсы не эластичен. И в любом случае перелеты дороже, чем поездки на поездах. Бывают исключения, но как правило там не очень удобное расписание и большого спроса на такие перелеты нет. А авиапассажир внутренних рейсов очень чувствителен к расписанию перелетов. Поэтому ожидать, что небольшая коррекция цены отразится на пассажиропотоке — не приходится. Я думаю, что дополнительных пассажиров отмена НДС точно не добавит".

Впрочем, он отмечает другой вероятный стимул для внутренних перевозок. По словам эксперта, в Украине на внутренних рейсах сегодня используются только реактивные самолеты. Но в последнее время некоторые перевозчики начали набирать экипажи на турбовинтовые самолеты. "Если появятся турбовинтовые самолеты, это может отразиться на снижении цены — себестоимость кресла у турбовинтового самолета почти на 40% ниже. Они меньше по вместимости и для небольших расстояний разница во времени не столь ощутима. Например, пассажиру не существенно сколько длиться перелет — час или час двадцать, а для авиакомпании это серьезное улучшение экономики рейса", — резюмирует экс-замминистра.

Законопроект о сборах, если его поддержит зал, может заработать уже с 1 января 2020 года. Норма о НДС для внутренних перевозок исчезнет после опубликования закона. Впрочем, времени на принятие двух этих документов у народных депутатов не так много — в этом году у них осталась всего одна пленарная неделя с 17 по 20 декабря.

Илья Требор, специально для Delo.ua