Банки резко увеличили возврат проблемной задолженности

В 2012 году банкирам удалось получить от возврата списанных активов 1,66 млрд грн, что больше, чем за предыдущие три года вместе взятые

В минувшем году банкиры усилили работу с проблемными заемщиками, благодаря чему им удалось получить доход от возврата списанных активов в размере 1,66 млрд грн, сообщили вчера в Нацбанке. Это больше, чем за три предыдущих года, когда учреждения заработали на возврате активов 900 млн грн. Эти средства оказали положительное влияние на общую прибыль банков, которая в 2012 году составила 4,89 млрд грн. Еще в 2011 году банковская система оставалась убыточной (7,7 млрд грн), пишет "Коммерсантъ-Украина".

Участники рынка рассказывают, что существует несколько механизмов возврата списанных активов: погашение кредита клиентом, перевод залогового имущества на баланс банка по решению суда, продажа залогового имущества на торгах, а также передача проблемного займа коллекторам. "Банки начали усиленно списывать активы на внебалансовые счета в 2009-2010 годах. При этом кредитные учреждения не прекращали работу с заемщиками и пытались вернуть средства. Процесс возврата, как правило, долгосрочный и занимает около двух лет,— говорит начальник управления экономического анализа и управленческой отчетности Банка Кипра Елена Лещенко.— В декабре банки стремились продемонстрировать положительный финансовый результат, для чего требовалось по максимуму вернуть то, что было списано на внебаланс".

Эксперты объясняют активизацию получения доходов от проблемных долгов их продажей. "Довольно крупные проблемные портфели продали УкрСиббанк, Проминвестбанк, Сведбанк, Платинум Банк. Очень активно продавались небольшие портфели. В целом за год было продано кредитов на 14-15 млрд грн. Если взять среднюю оплату в 10%, то получается доход порядка 1,5 млрд грн", — рассказывает генеральный директор Европейского агентства по возврату долгов Александр Ильчук. "Одним из важных направлений развития банка является совершенствование работы с проблемной задолженностью, основной целью которой является построение отношений с существующими клиентами за счет урегулирования и реструктуризации проблемной задолженности", — поясняет директор департамента проблемных активов розничного бизнеса банка "Надра" Сергей Бондарев.