ФГВФЛ вернет возможность взаимозачета по межбанковским кредитам

Банкам позволят производить взаимозачет по обязательствам неплатежеспособного банка перед платежеспособным, если по ним есть залог

Фонд гарантирования вернет норму, которая позволяет банкам проводить взаимозачет по обязательствам неплатежеспособного банка перед платежеспособным, в случае существования залога. Об этом рассказал директор юридического департамента ФГВФЛ Виктор Новиков в ходе Legal Banking Forum. По словам юристов, отсутствие этой нормы создает риск ухудшения финансового положения выдавшего кредит банка настолько, что регулятор будет вынужден также отправить его в Фонд.

По словам Новикова, с этой нормой согласны НБУ, ФГВФЛ и Всемирный банк. Она изначально была предусмотрена в новом Законе "О гарантировании вкладов физических лиц", и присутствовала в законопроекте, когда он вносился на первое чтение. Однако впоследствии на заседании Комитета по вопросам банковской и финансовой деятельности эта поправка была исключена из закона.

"Сейчас мы разрабатываем новый проект закона, в котором эту норму мы вернем. Потому что эта проблема должна решаться не в судах, и нам не нужно, чтобы из-за отсутствия этой нормы здоровые банки попадали в Фонд", — подчеркнул Новиков. Вносить законопроект в парламент Фонд планирует летом.

Риск для пока живых банков заложен в нынешней редакции Закона "О системе гарантирования вкладов". Как отмечает Андрей Агафонов, начальник управления общеправового обеспечения и исковой работы юридического департамента Диамантбанка, ст.36 закона запрещает проводить взаимозачеты и прекращать обязательства по согласованию сторон с момента введения временной администрации.

"В такой ситуации ликвидный банк оказывается в невыгодном положении, так как должен дожидаться своей очереди. Если речь идет о больших суммах, это может привести к неплатежеспособности второго банка, — сетует Агафонов. — Обычно заключаются взаимные договора залога, а в качестве залога передаются имущественные права на обоюдные кредиты. сейчас такие договора признаются ничтожными. При этом мы имеем ситуацию, когда каждое уполномоченное лицо принимает решение о ничтожности договора на свое усмотрение, так как согласно нынешней редакции закона, порядок выявления ничтожных договоров и действий фонда в таком случае регулируется нормативно-правовыми актами Фонда, а таких актов на данный момент нет".