НБУ курс:

USD

41,22

-0,00

EUR

45,52

-0,00

Наличный курс:

USD

41,50

41,43

EUR

45,85

45,70

Бельгия отстаивает авторские права на картофель-фри

Картошка фри или фрит, как ее называют в Бельгии, может быть признана Евросоюзом традиционным бельгийским кулинарным специалитетом. Прецедент уже есть: ранее права на традиционные блюда — хачапури, чачу, сулгуни — защитила Грузия

Бельгийцы утверждают, что всемирно известный гарнир, который стали именовать "французской картошкой" с подачи британских солдат, попробовавших его в Бельгии во время Первой мировой войны, был впервые подан к столу во Фландрии (регион на севере Бельгии) еще в XVI веке и таким образом является бельгийским кулинарным специалитетом.
Кулинарный специалитет — уникальный пищевой продукт, придуманный или изобретенный в какой-либо стране или местности либо получивший распространение через определенную национальную кухню.

Ассоциация Brussels Frites Forum объявила о намерении инициировать с этой целью так называемую "гражданскую инициативу", законодательство о применении которой вступило в силу в ЕС с 1 апреля.

Ассоциация, в частности, намерена добиваться, чтобы фрит был присвоен защищенный законодательством ЕС географический статус традиционного блюда бельгийской кухни, и получить эксклюзивное торговое право на наименования фрит, "французская картошка" и чипсы.

Намерение бельгийцев уже вызвало возмущение среди французских аграриев, предупредивших, что в случае, если Еврокомиссия зарегистрирует заявку от Бельгии, они могут устроить тракторную блокаду на франко-бельгийской границе.

В соответствии со вступившим в силу в 2009 году Лиссабонским договором, Еврокомиссия обязана принять к рассмотрению петицию представителей гражданского общества, если подписи под документом поставили не менее одного миллиона граждан ЕС. При этом законодательного оформления собственной инициативы в принципе может добиваться любой европеец.

Сбор подписей под петицией должен осуществляться, по меньшей мере, в одной трети государств-членов ЕС электронным или письменным способами. Подписать документ должны как минимум девять (на сегодняшний день) из 27 стран-членов ЕС. Количество подписей от каждого государства зависит от численности его населения: для малых стран ЕС требуется меньшее число подписей, а для крупных оно должно составлять около 0,2% от общего количества жителей.

Инициаторы "гражданской инициативы" обязаны в течение 12 месяцев после регистрации Еврокомиссией собрать не менее одного миллиона подписей в ее поддержку. Им надлежит также предоставить необходимую информацию о финансировании инициативы. На внедрение нового законодательства, которое также проходит процедуру утверждения в Европарламенте, странам ЕС отводится один год после вступления директивы в силу.

Как рассказали в Бельгийской профессиональной ассоциации закусочных-фритри, объединяющей пять тысяч владельцев, при готовке фрит дважды окунают в "ванну" из кипящего масла. Первый раз это делают для того, чтобы картофель обжарился изнутри, а во второй раз, дав ему "отдохнуть" несколько минут, — для образования хрустящей корочки.

Картофельный ломтик по бельгийскому рецепту в идеале должен иметь длину до 12 сантиметров. Примечательно, что из одного килограмма очищенного картофеля получается лишь 540 граммов фрит.

Владельцы передвижных закусочных-фритри неизменно насыпают свое незатейливое сытное блюдо в картонные кульки и ванночки, предлагая вкусить фрит либо с майонезом, либо с другими соусами — на вкус клиента.

Бренды с кухни

Защитить продукты национальной кухни пытаются многие страны. В конце прошлого года Национальный центр интеллектуального имущества Грузии "Сакпатент" ("Грузпатент") запатентовал 30 наименований национальных блюд, сообщил руководитель центра Ираклий Гваладзе. В частности, были запатентованы лепешка с сыром "хачапури", виноградная водка "чача", сыр "сулгуни" и "чурхела" — сладость из нанизанных на нитку орехов в загустевшем сиропе на основе виноградного сока.

По его словам, регистрация национальных брендов продолжится и в будущем. "В первую очередь мы зарегистрировали названия продуктов, но в будущем планируем регистрацию и других национальных брендов", — сказал руководитель "Сакпатента".

"Географические названия — это тоже интеллектуальная собственность, — сказал Гваладзе в интервью Би-би-си. — Грузия уже зарегистрировали около 37 наименований, и мы собираемся расширять этот список. В него войдут известные грузинские продукты".