Что было сделано в Украине для подготовки к Евро–2012 в 2010 году

Эксперт Комитета общественного контроля Евро-2012 Николай Воробьев подвел итоги подготовки к Еврочемпионату в 2010 году

В конце года принято подводить итоги. Такой подход помогает проанализировать ситуацию и, как следствие, способствует предотвращению ошибок в дальнейшем. В контексте подготовки Украины к финальной части чемпионата Евро-2012, уходящий год выдался определяющим. Попробуем разобраться почему. 

Что было?

Начало 2010 года ознаменовалось сменой власти в стране, что отложило свой отпечаток, в том числе, и на подготовку к Евро. Новое правительство ликвидировало Координационное бюро по вопросам подготовки Украины к чемпионату 2012 года, заменив структуру вновь созданным Нацагенством Евро-2012 в Украине. Последнее возглавил Владимир Ковалевский, в прошлом гендиректор строительства “Донбасс-Арены”.  За его плечами опыт реконструкции НСК “Олимпийский” и строительство пятизвездочного “Донбасс-Палас” в столице шахтерского края. Кроме ответственной должности, глава Нацагенства получил фактически неограниченные полномочия. Яркое свидетельство тому, закупка товаров и услуг в рамках подготовки к турниру у одного генподрядчика без необходимости проводить соответствующий тендер. Таким образом, структура закрепила за собой единоличное принятие решений, что касается материальной части подготовки. Последний факт вызвал волну возмущений, по странному стечению обстоятельств победителями конкурсов выступали приближенные к партии власти компании.  


Но все же, первой  фигурой в подготовке Украины к чемпионату выступил Вице-премьер по вопросам Евро-2012 Борис Колесников, получивший недавно еще и должность министра инфраструктуры. С тех пор, все ключевые вопросы, касающиеся организации чемпионата не разрешаются без его согласия. Весьма жесткий и местами авторитарный подход был продиктован риском утратить право на проведения Евро-2012 в Украине, либо ограничением количества принимающих городов. Да и предыдущая практика распределения обязанностей по подготовке между Координационным бюро, Минсемьи, молодежи и спорта,  прочими государственными органами напоминало лишь знаменитую басню о “эффективности” работы лебедя, рака и щуки. К слову, согласно заявлениям от чиновников занимающихся Евро в Украине,  в наследство от предыдущей власти им достался НСК “Олимпийский”. По их словам, срок отставания строительства арены составил около 5 месяцев.  


В начале марта сам факт проведения финальной части ЧЕ-2012 оказался под угрозой. Чиновники из УЕФА заговорили о пресловутом плане “Б” для Украины. Некоторые страны, например Германия, с радостью подтвердила свою готовность перенять у нас эстафету проведения Евро-2012. В то же время, согласно вердикту УЕФА, львовский стадион попал в специальную “черную” зону риска. К счастью, ситуацию удалось урегулировать.


В мае 2010 года Кабмин утвердил новую целевую программу подготовки Украины к Чемпионату. Согласно ей, финансирование проекта  увеличилось на 16 млрд. грн. Общая сумма составила 142,5 млрд.грн. На текущий год предусматривалось расходы в объеме около 50 млрд.грн. Еще 70 млрд. грн. планировалось привлечь за счет инвесторов. Но системного частного инвестирования под Евро-2012 на данном этапе не наблюдается. Скорее всего, государству придется брать очередные займы и вытягивать проект за счет средств госбюджета.  

Что будет?  

В следующем году Кабмин увеличил расходы на подготовку к турниру на 23,5 млрд. грн. Теперь общие расходы в 2011 составят более 61 млрд. грн. из которых большая половина суммы – финансирование из государственного и местных бюджетов. В свою очередь, Нацагенство получит 6,5 млрд. грн. на подготовку главных инфраструктурных объектов.Окупятся ли такие затраты для украинских налогоплательщиков, покажет время.

Сейчас приходится констатировать, выделение средств в таких объемах скажется тяжким бременем для государства. Уж больно непомерные затраты, как для футбольного действа протяженностью в один календарный месяц. Хотя чиновники и заявляют о имиджевой и прочих нематериальных,  тем не менее, существенных  прибылях, благодаря организации третьего по масштабам спортивного мероприятия в мире. Кроме того, делается акцент на получении новых инфраструктурных объектов, которые будут служить и после турнира.   
С другой стороны, опыт организации ЧМ-2010 в ЮАР еще раз продемонстрировал преимущества проведения Мундиаля для страны-хозяина.

При грамотном подходе прибыль от футбольного форума получить вполне реально. Но, к сожалению, в Украине уже возбужден ряд уголовных дел против чиновников по факту разворовывания миллионных средств на объектах Евро-2012. Подобные случаи далеко не единичны и наблюдаются в разных сферах подготовки. Если в 2010 году мы смогли ответить на вопрос: “что?”, то в 2011 придется ответить на вопрос “как?”. В отношении инфраструктуры под Евро-2012 проблем не предвидится. Во всяком случае, программа “минимум”: дороги, стадионы, аэропорты, будет выполнена. В следующем году необходимо уделять особое внимание именно ментальной подготовке украинцев к  событию подобного масштаба.    

Чем сердце успокоится?

Как ни странно,  теперь определяющую роль в проведении Евро будет играть не столько правительство, сколько общественность. Именно от ее активности  зависит уровень проведения турнира. В свою очередь, власть должна всячески содействовать и мотивировать население Украины брать активное участие в организации футбольного форума. Слаженность и заинтересованность в сотрудничестве между верхами и низами определит само качество проведения чемпионата. Либо Украина с лучшей стороны откроется  для миллионов болельщиков и туристов во всем мире, либо вызовет негативные впечатления, твердо закрепив статус страны “третьего мира”.