Что эксперты предлагают изменить в Бюджетной резолюции-2016

В правительственном проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 год отсутствуют социальные ориентиры — минимальная зарплата и прожиточный минимум, что является крайне важным при нынешнем росте тарифов

Это отмечают участники Экономического дискуссионного клуба, очередное заседание которого состоялось 29 апреля в Киеве, сообщает пресс-служба ЭДК.

Участники клуба отметили, что одобренный правительством проект документа не соответствует лучшим мировым бюджетным практикам и принципам прозрачности. Они были удивлены нечеткостью ряда предложенных параметров.

Как заявил бывший и.о. министра экономического развития и торговли Украины Анатолий Максюта, в документе "отсутствуют социальные ориентиры, такие как минимальная заработная плата и прожиточный минимум, что крайне важно при нынешнем росте тарифов. Без этих показателей мы не сможем понять бюджетную политику на следующий год". В то же время он отметил, что резолюция перенасыщена различными мелкими деталями и техническими изменениями в отдельных отраслях. "Мы считаем, что они лишние в этом документе. Документ является направлениями политики, а политики мы не увидели", — отметил эксперт.

Максюта убежден, что "нужно менять сам формат этого документа, который разрабатывался в стабильные времена, вносить соответствующие изменения в Бюджетный кодекс. Сегодня для экономической конкурентоспособности Украины нужен более среднесрочный или долгосрочный экономический взгляд, и не только на макропоказатели, но и на доходы, расходы и долговую ситуацию. Этот документ должен превратиться из годового документа в многолетний. Особенно когда происходят интенсивные реформы, и ни одна из этих реформ не реализуется в течение одного года".

Максюта подчеркнул, что экономическая ситуация диктует более тщательное отношение к таким документам. "У нас идет достаточно серьезное падение макроэкономических показателей. За прошлый год ВВП снизился на 6,8%, и планируемое правительством в этом году снижение на 5,5 уже выглядит оптимистичным, за 2014 промышленность упала на 10%, и уже на более 20% — в текущем. Падает реальная зарплата. Снижается экспорт, от которого формируются валютные резервы. Мы очень обеспокоены, что этим вопросам в резолюции практически ничего не уделено. Вопросам поддержки промышленности уделен один абзац, об экспорте мы вообще ничего не нашли. Немного о сельском хозяйстве. Но это технические моменты, которые не показывают, как государство будет исправлять эти вопросы и выходить на экономический рост в 2%, который, скорее, является эффектом низкой базы, чем целенаправленных усилий", — подчеркнул он.

По мнению экс-заместителя министра экономики Игоря Шумило, Основные направления должны нести содержательно-экономический анализ, демонстрирующий вызовы, перед которыми стоит страна. "В украинской бюджетной резолюции это несколько цифр без обоснования. Через несколько месяцев их можно кардинально изменить, никому ничего не объясняя", — сказал он.

По итогам заседания эксперты разработали анализ и рекомендации к Бюджетной резолюции, которые будут направлены в Верховную Раду и бюджетный комитет парламента.

Как сообщалось, бывшие министры экономики и финансов Украины, их заместители, руководители НБУ, которые занимали или занимают эти должности в период независимости Украины, решили объединиться в "Экономический дискуссионный клуб". Вместе с учеными и представителями реального сектора экономики была создана действенная независимая платформа для выработки рекомендаций по экономическим и финансовым вопросам. "Экономический дискуссионный клуб" не является политической организацией, не представляет ни одну из существующих политических сил, не ставит целью любые лоббистские задачи.

СПРАВКА

В начале апреля правительство Украины внесло в Верховную Раду проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год (Бюджетная резолюция), построенный на прогнозе роста ВВП в 2% при инфляции (декабрь к декабрю) 9% и среднегодовом обменном курсе 22,5 грн/$1.

Ставится цель удержать предельный объем дефицита государственного бюджета в пределах 3% ВВП и сохранить долю перераспределения ВВП через сводный бюджет на уровне не выше, чем учтено в госбюджете-2015.

Помимо того, проект Бюджетной резолюции предусматривает повышение размера минимальной заработной платы с учетом финансовых возможностей бюджета, установление размера прожиточного минимума и уровня его обеспечения на основе роста показателей реального сектора экономики и индекса потребительских цен.