Политика 11 июня 2016 в 10:35

Что мешает созданию электронного правительства в Украине

В четверг в Киеве прошел форум "Будущее электронного правительства в Украине", на котором обсуждали фактическое состояние дел в развитии э-правительства и готовность чиновников к инновациям. Политики в очередной раз рассказали о пользе использования новых технологий и подходов для упрощения бюрократии. Эксперты поделились тем, с чем они сталкиваются на практике. Delo.UA пообщалось с ключевыми людьми процесса развития э-правительства в Украине

Согласно программе деятельности Кабмина от апреля 2016 года одной из задач является развитие электронного правительства. В конце 2014 года было создано Госагентство по вопросам электронного правительства, привлекались международные эксперты, представители бизнеса и общественность, разработан соответствующий план до конца 2016 года и даже выделены некоторые средства из госбюджета.

Сейчас э-правительство развивается в трех направлениях — диджитализация админуслуг, открытые данные и электронный документооборот между органами власти. Четвертое направление, которое будут развивать позже — создание универсального идентификатора личности (по примеру реализованных в 2015 году Bank ID, Mobile ID и созданной налоговиками электронной цифровой подписи для юридических лиц).

Несмотря на наличие Госагентства, отсутствует единая государственная стратегия, которая фиксирует кто, что и когда должен делать, а также сколько это будет стоить, сетует Яника Мерило, сооснователь ICT Competence Center, советник мэра Львова. Разработать стратегию, по ее словам, должен был Кабмин. "Новый премьер сейчас собирает рекомендации и верю, что разработает ее", — поделилась с Delo.UA Мерило во время форума "Будущее электронного правительства в Украине".

Кстати, эксперты возлагают большие надежды на Владимира Гройсмана, который, собственно, и является одним из инициаторов Госагентства по э-правительству. Имея такие полномочия и политическую волю, трудно будет не реализовать электронное правительство в Украине.

Одной из основных проблем на пути к электронному правительству, по мнению экспертов, является необходимость внести множество изменений в законодательство и нормативные акты.

"Например, вы хотите зарегистрировать квартиру и нормативно прописан четкий порядок. А вы берете и регистрируете ее с помощью электронного сервиса, то кто-то может признать это нелегитимным и забрать у вас квартиру", — объясняет Александр Рыженко, глава Государственного агентства по вопросам электронного правительства.

Сейчас, по его словам, Агентство совместно с Минюстом, Государственной архитектурно-строительной инспекцией, Минэкологии, Госземагентством работают над изменениями в законодательство, чтобы перевести некоторые услуги в электронный вид.

Зрада №1. Кто сопротивляется диджитализации услуг

Развитие электронного правительства все больше напоминает запуск системы электронных закупок ProZorro. Все зависит от личного желания руководителя ведомства внедрять электронные формы или работать по старинке.

По словам Яники Мерило, больше всего претензий относительно перевода услуг в электронный вид к Министерству здравоохранения и Министерству социальной политики.

"МОЗ, в частности, не перевел в электронный вид ни одной услуги, не создал электронную медицину и не реализовал цифровой рецепт, не создал единый реестр лекарств, а также не предложил изменения в законодательство. А Минсоцполитики не запустило возможность получить субсидию в электронном виде", — возмущается Мерило.

Рыженко отмечает, что на данном этапе Агентство предпочитает работать с органами, которые открыты к инновациям. "Мы просто определяем несложные услуги, которые можно быстро перевести в электронный вид, и адекватного руководителя, с кем об этом можно говорить", — объясняет Рыженко.

Для примера, в прошлом году Министерство инфраструктуры запустило электронный документооборот. Все внутренние документы обрабатываются только в электронном виде, а исходящие — согласовываются внутри министерства в электронной форме, но отправляются в другое ведомство уже в бумажном виде. "Также мы обмениваемся электронными документами с некоторыми из наших предприятий, в частности, с портом "Октябрьск" и "Укрзализницей". Это экономит время и деньги на канцелярию", — рассказывает Евгений Катков, начальник отдела внедрения и поддержки электронного документооборота и контроля Мининфраструктуры.

Зрада №2. Предприятия не открывают данные

Отдельно следует выделить веб-портал публичных средств E-Data, запущенный в сентябре 2015 года. Он позволяет следить за всеми расходами из государственного и местных бюджетов, государственных и коммунальных предприятий, других распорядителей публичных средств. Сайт был запущен после принятия Закона Украины "Об открытости использования публичных средств".

Однако после 9 месяцев его работы многие из распорядителей бюджетных средств не зарегистрировались на портале. Кто по причине отсутствия интернета в сельском совете, кто из-за некомпетентности сотрудников.

"Сейчас около половины из 75 тысяч распорядителей бюджетных средств выгружают информацию. За два года мы достигнем 90-95%", — оптимистично заявляет Владимир Тарнай из Центра политических студий и аналитики, который занимался созданием портала E-data.

Специалисты Центра отмечают, что больше всего выполнению закона противится Министерство энергетики и подведомственные ему предприятия. Именно это ведомство, по словам экспертов, больше остальных не спешит открывать информацию.

Зрада №3. Недостаточная компетентность чиновников

До вступления в силу закона об открытости использования публичных средств государственные предприятия не были обязаны публиковать свою финансовую отчетность. Сейчас же они должны выкладывать свои квартальные отчеты на портал E-Data. Осталось только обучить сотрудников госпредприятий, как выгружать данные на портал, возмущаются как активисты, так и чиновники.

"Если человек просто-напросто не понимает, что такое открытые данные, не стоит ожидать, что он с первой попытки выложит их так, как следует. То же касается электронного документооборота и всего прочего", — резюмирует Александр Рыженко.

Перемога. Работа волонтеров

Параллельно с государством над развитием электронного правительства работают активисты и волонтеры, благодаря которым некоторые задачи уже достигнуты. В частности, принятие закона об открытии данных о публичных финансах разрабатывали и лоббировали именно активисты Центра политических студий и аналитики "Эйдос". Они также создавали веб-сайт, на котором можно смотреть информацию по расходам госорганов.

Также активистами во главе с Дмитрием Дубилетом был создан портал iGov, на котором уже доступна 321 админуслуга. Хотя диджитализация услуг на этом портале несколько условна. iGov позволяет уменьшить количество походов к чиновнику, упрощает подачу документов, но все равно приходится хотя бы раз прийти в какое-то отделение или управление.

Другой уровень — городские порталы. Так, при участии Яники Мерило и желании мэра Андрея Садового во Львове в электронный вид было переведено более 50 услуг (среди них коммунальные платежи, получение электронных справок, проведение банковских операций), запущен открытый бюджет, выдано 1,5 тысячи карточек горожанина.

Кроме того, некоторые проекты, которые начинаются с инициативы волонтеров и показывают свою результативность, признаются на государственном уровне "лучшей практикой". Например, Днепропетровская ОГА, которая начала проводить свои закупки в электронном виде во время пилотного проекта ProZorro 9 месяцев назад, уже сэкономила на закупках больше 75 млн грн, а 70% объявленых тендеров завершились выбором победителя. 9 июня Кабмин своим протоколом распорядился, чтобы Днепропетровская ОГА вместе с Министерством экономики провели обучения по работе с ProZorro для других регионов.

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...