НБУ курс:

USD

41,32

+0,03

EUR

42,99

--0,47

Наличный курс:

USD

41,71

41,65

EUR

44,00

43,76

Без дефолта и "турборежима": главные задачи власти на 2020 год

Сохранение единства в команде - одна из задач Зеленского в 2020 году
Сохранение единства в команде - одна из задач Зеленского в 2020 году
Delo.ua собрало главные вызовы, которые стоят перед украинской законодательной и исполнительной властью в 2020 году. Спойлер: одна из них — не переругаться
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В политическом плане 2019 год для Украины стал насыщенным — в стране полностью сменилась власть. Первое время после этого украинцы наблюдали "медовый месяц", на смену которому пришел парламентский "турборежим". Но в 2020 году органы законодательной и исполнительной власти должны работать эффективно, ведь задач перед каждым из них поставлено множество. Главные из них с помощью политических экспертов определило Delo.ua.

Президент: Донбасс и команда

Задачи, которые стоят перед президентом Владимиром Зеленским в 2020 году можно разделить на стратегические и внутриполитические. Главная стратегическая — мир на Донбассе. Вероятность того, что урегулировать военный конфликт на Востоке страны удастся в 2020 году, крайне мала, но первые шаги к переговорам были сделаны — в конце 2019 года Украине, России, Франции и Германии удалось провести переговоры в "нормандском формате". Это перезапустило механизм мирного урегулирования, который ранее "завис" на несколько лет. Тем не менее, перед следующей встречей лидеров четырех стран, которая предварительно должна состояться в апреле, Украине и другим участникам процесса предстоит выполнить множество задач. Не упрощает ситуацию и то, что Россия последовательно пытается отстаивать свое понимание мирного процесса урегулирования конфликта, настаивая на том, чтобы Украина приняла закон об амнистии, провела выборы в ОРДЛО и закрепила в Конституции закон об особом статусе Донбасса.

Но достижение реального прогресса в разрешении конфликта на Донбассе — это первая и главная стратегическая задача для Зеленского на 2020 год, говорит директор департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко. И речь идет не только о нормандском формате, начале внутреннего миротворческого процесса, продолжении разведения сил, но и подготовке украинского общества к "сшиванию", говорит эксперт.

При этом, как отмечает директор Института социально-политического прогнозирования "Диалог"  Андрей Миселюк, в процессе решения этих вопросов для Зеленского важно удержать ситуацию, защищая украинские интересы.

"Сейчас будет избран курс на конструктивное сотрудничество с агрессором, но это то же самое, что мышь будет сотрудничать с кошкой. Поэтому задача Зеленского на 2020 год состоит в том, чтобы удержать то, что было достигнуто ранее и не сдать позицию Украины гибридной войне с Россией", — говорит эксперт.

Второй аспект, на который Зеленскому стоит направить силы в 2020 году — сохранение единства и стабильности в его команде. Как отмечает директор Украинского института анализа и менеджмента политики  Руслан Бортник, кризисы назревают и внутри парламентской фракции "Слуги народа", и в правительстве — вплоть до его переформатирования.

Вместе с обеспечением стабильности в своем окружении, Зеленскому предстоит работать и над сохранением общественной поддержки, говорит эксперт.

"У Зеленского нет иного союзника кроме общественного мнения. И если он потеряет поддержку общества — он потеряет реальную власть, поскольку тогда у него будут полномочия, которые он не сможет реализовывать, они будут саботироваться политической системой. Поэтому ему нужно оставаться популярным для того, чтобы оставаться влиятельным. И для этого нужно делать то, чего ожидают украинцы. У нас есть три ключевых социальных запроса: благополучие, борьба с коррупцией и мир на Востоке. И по этим направлениям ему нужно показывать эффективность", — говорит Бортник.

И для этого президенту необходимо работать над продолжением ключевых реформ — земельной, децентрализации, народовластия, налоговой, антикоррупционной, судебной. Это те вещи, по которым президент и его команда взяли на себя обязательства их реализовать или продлить. Хотя у реформ есть и обратный эффект — зачастую это непопулярные решения, которые так или иначе всегда отражаются на рейтинге власти.

Важность для Зеленского формирования команды как системы принятия и анализа решений отмечает и эксперт программы "Международная и внутренняя политика" Украинского института будущего  Игар Тышкевич. Сейчас в пропрезидентской "Слуге народа" есть несколько групп с серьезными противоречиями относительно программных подходов к деятельности, ключевых моментов и виденья того, какой должна быть Украина и в экономической отрасли, и в политической. И сейчас команде Зеленского необходимо согласовать общее виденье того, что они намерены делать с Украиной несколько ближайших лет, отмечает эксперт.

"Важное задание для Зеленского — наконец разобраться со своим окружением, не бояться привлекать профессионалов в свою команду, принимать решения, даже кардинальные, для того, чтобы иметь поддержку и результат", — согласен и Игорь Петренко.

Кабмин: экономическая стабильность

В вопросе Кабинета министров Украины Алексея Гончарука большинство экспертов сходятся во мнении, что до конца года в нынешнем составе он не доработает. Более того, по мнению Руслана Бортника, кадровые перестановки в правительстве возможны уже в первой половине 2020 года. Тем не менее, ключевой задачей для Кабмина сейчас является сохранение макроэкономической стабильности и недопущение долгового кризиса, считает эксперт.

"Кабинет министров во главе с Алексеем Гончаруком в официальной программе деятельности не определил "дедлайны" своих приоритетов на текущий год. Все равно ключевым заданием правительства будет попытка избежать дефолта при помощи продолжения игры с облигациями внутреннего займа и переводами валюты от "заробитчан" с одновременным усилением фискального давления. В течение года правительство будет продолжать обслуживать внешние долги перед МВФ", — говорит ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Андрей Мартынов.

При этом, как отмечает Игар Тышкевич, на сегодняшний день Кабмин работает в режиме удержания ситуации, и рассчитывать на старт структурных реформ не стоит.

"Если посмотреть на шаги Кабмина в конце 2019 года, то про резкий старт структурных реформ речь не идет. С моей точки зрения, они должны заняться изменением экономической модели существования Украины как государства. Второй аспект — это вопрос привлечения технологических иностранных инвестиций, а не просто денег или кредитных ресурсов. К сожалению, у Украины, у которой есть достаточный промышленный потенциал, на сегодняшний день сырьевая экономика, если посмотреть на структуру нашего экспорта. Но государства с такой структурой экспорта очень редко становятся богатыми и успешными. Поэтому следует думать о развитии промышленного и технологического потенциала", — говорит Тышкевич.

Об изменении подхода правительства к работе говорит и Игорь Петренко. По его мнению, Кабмину необходимо отойти от "бухгалтерства" в работе, взамен занявшись моделированием экономики, определяя приоритеты и уже под них "подтягивая" решения и законодательные инициативы, отмечает он.

Рада: сбавить скорость ради качества

С самого начала 2020 года перед Верховной Радой стоит задача рассмотреть множество проектов законов, часть из которых вызывают сложную реакцию не только среди ряда парламентариев, но и у общественности. Это и земельная реформа, многочисленные конституционные изменения, децентрализация, законодательная инициатива относительно расширения контрольных функций парламента, законопроект об оппозиции, финансовом бюро расследований, новый Трудовой кодекс и так далее. Но в глобальном масштабе парламенту нужно стать местом, где реформы обретают законодательную форму и реализовываются, считает Руслан Бортник. Хотя сделать это Верховной Раде будет сложно в силу того, что парламентское монобольшинство распадается на группы влияния.

"Главная задача — это реализация политики президента и правительства, сохранение за Верховной Радой функций парламентаризма, то есть места, где происходят дискуссии и формируются решения. На сегодняшний день, к сожалению, есть тенденция, что ключевые решения принимаются в Офисе президента или правительстве, а парламент заставляют их выполнять", — говорит эксперт.

В то же время, как считает Андрей Миселюк, Раде 9-го созыва сейчас нужно отойти от своего "турборежима" — то есть скорости работы и количества принимаемых законопроектов, и сфокусироваться на их качестве и интеграции в уже существующее законодательное поле страны.

Отдельное задание для пропрезидентской "Слуги народа" — сохранить внутреннюю целостность, прекратить борьбу между внутренними группами, четко определиться с ориентацией на президента и сообща двигаться по обещаниям, которые давали и они, и президент во время избирательной кампании. При иных обстоятельствах их может ждать распад и досрочные парламентские выборы, считает Игорь Петренко. Особенно в условиях перед местными выборами, запланированными на осень 2020 года. По мнению Андрея Мартынова, если результат "Слуги народа" по итогам этого голосования будет плохим, это может не только обострить внутриполитическую борьбу в стране, но и сформировать новую повестку дня, в том числе и с вероятностью проведения досрочных парламентских выборов.

И ключевая задача как для законодательной, так и для исполнительной власти Украины — попробовать отойти от краткосрочного планирования развития страны, отмечает Игар Тышкевич. Сейчас большая часть существующих планов — на 4-5 лет, то есть до следующего электорального цикла. При этом, та же Россия планирует свою политику на 15 лет вперед. И в таких условиях в гибридной войне с ней Украина не сможет добиться успеха без долгосрочной стратегии развития, считает эксперт.

Ранее Delo.ua рассказывало о том, какие события определяли украинскую политику в 2019 году и почему это не только важно, но и смешно.